Программа Сопровождение одаренных и талантливых детей в МБДОУ № 2 с. Некрасовка

Содержание:
1. Пояснительная записка.
2. Нормативно – правовая база программы.
3. Принципы педагогической деятельности в работе с талантливыми и
одаренными детьми.
4. Методы диагностики в ходе реализации программы.
5. Планируемые результаты.
6. Основные направления реализации программы.
7. Основные этапы реализации программы.
8. Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы.
9. Список литературы.
10. Приложения.
Приложение 1. Диагностические материалы.
Приложение 2. Карта одаренного ребенка.
Приложение 3. План работы с талантливыми и одаренными детьми на год.

1.Пояснительная записка.

Актуальность темы.
Проблема одаренности и организации работы с одаренными вызывает
большой интерес уже на протяжении довольно продолжительного периода
времени. В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего
выявления и развития одаренности все больше возрастает. Это связано с
возрастанием
количества
одаренных
детей
и
с
происходящими
социально-экономическими преобразования в государстве и усилением
внимания к одаренным детям, интеллектуальный и творческий потенциал
которых стал рассматриваться в качестве основного капитала государства.
Очень многое зависит и от учреждения образования. Задача которого —
поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того,
чтобы эти способности были реализованы. Поэтому раннее выявление, обучение,
воспитание и сопровождение одаренных и талантливых детей одна из главных
проблем совершенствования системы образования.
Каждый ребенок талантлив.
Заниматься одаренными детьми совершенно необходимо, прежде всего,
потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребенка важно не только
для него самого, но и для общества в целом.
Дошкольное образовательное учреждение не может при формировании
социального заказа, не учитывать потребностей общества в развитии творчества
подрастающего поколения и поиске одарённых детей. Раннее выявление,
воспитание и обучение талантливых дошкольников является прекрасной
возможностью для качественного и эффективного образования в дальнейшем.
Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из
перспективных направлений развития системы образования, одновременно
являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации
личности.
Одаренные дети – это особый мир детства. Эти дети отличаются от других:
- Легкостью и скоростью обучения по сравнению со сверстниками;
- Существенно меньшим объемом помощи со стороны взрослых,
повышенной самостоятельностью;
- Стремлением к творчеству, к достижению высокого уровня мастерства;
- Высоким уровнем познавательной мотивации, любознательности,
страстным увлечением любимым делом.
Дошкольное детство является очень благоприятным периодом для развития
таланта и одаренности. Для ребенка этого возраста характерна высокая
познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в
умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность
представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами
дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение,
нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность,
отзывчивость на окружающее.

Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика,
реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, долго преобладавшей
ориентацией на «среднего» ребенка, с другой стороны – отсутствием у
работников системы дошкольного образования необходимых знаний о методах
выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в
реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость
постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы всего
педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию
одаренных дошкольников. В эту работу должны быть включены родители,
социальные институты, общественность.
Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей
становятся одной из приоритетных задач современного образования.
Работа с одарёнными детьми выступает одним из вариантов конкретной
реализации права личности на индивидуальность. Современная система
образования, в частности детские сады, испытывают особую потребность в
программах, которые учитывали бы индивидуальные запросы и интересы
одарённых детей.
Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных
учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками
одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему
развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей,
объединяя усилия воспитателей, узких специалистов (логопеда, музыкального
руководителя, педагога-психолога, инструктора ФК), родителей.
Программа рассчитана на два года.
Цель программы: создание оптимальных условий для выявления,
формирования и развития талантливых и одаренных детей, их самореализации в
соответствии со способностями.
Задачи:
- выявить детей с признаками талантливости и одаренности в условиях МБДОУ;
- проанализировать основные направления работы с талантливыми и
одаренными детьми в МБДОУ;
- интеграция основного и дополнительного образования;
- разработать план мероприятий для развития творческой и психомоторной
(спортивной) одаренности детей;
- повысить педагогическую компетентность педагогов и родителей по вопросам
сопровождения талантливых и одаренных детей.
2. Нормативно – правовая база программы в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта
дошкольного образования».
- Письмом «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства
образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08-249
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации (Минпросвещения
России) от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
–
образовательным
программам
дошкольного образования»
- Основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятой генеральной
Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.;
- Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках президентской
программы «Дети России», утвержденная правительством РФ от 03.10.2002 г.
3. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными и
талантливыми детьми:
- принцип учета возрастных возможностей воспитанников;
- принцип развивающего обучения;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип возрастания роли дополнительного образования.
4. Методы диагностики в ходе реализации программы:
- наблюдения;
- беседы;
- педагогическая диагностика
- изучение продуктов детского творчества;
- ведение индивидуальных карт развития.
5. Планируемые результаты.
- создание банка данных «Одаренные и талантливые дети»;
- высокая динамика развития продуктивного творческого мышления
талантливых и одаренных детей;
- повышение уровня индивидуальных достижений воспитанников вразличных
направлениях деятельности (творческой, спортивной);
- высокая динамика процентов участников и призеров конкурсов различного
уровня;
- организация системы дополнительного образования;
- обогащение предметно – развивающей среды;
- повышение профессионального уровня педагогов по выявлению признаков
одаренности у детей;
- повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам
сопровождения талантливых и одаренных детей.

6. Основные направления реализации программы.
Программа «Сопровождение талантливых и одаренных детей»

Работа с одаренными и талантливыми детьми:

1. Организация работы с одаренными и талантливыми детьми в рамках
образовательного процесса:
- групповые занятия;
- работа по индивидуальным планам и маршрутам.
2. Организация работы с одаренными и талантливыми детьми в свободное от
занятий время:
- индивидуальные занятия;
- проектная деятельность;
- организация выставок;
- организация праздников и развлечений;
- создание театрализованных, спортивных уголков, уголков изодеятельности;
- организация конкурсов, соревнований;
- организация кружков, секций.
Работа с педагогами:
- педагогические советы;
- педагогическое проектирование;
- взаимопросмотры;
- выступления из опыта работы;
- презентации;
- семинары – практикумы;
- консультации, рекомендации.
Работа с родителями:
- анкетирование;
- родительское собрание;
- памятки – рекомендации, папки – передвижки, консультации, рекомендации;
- совместные детско – родительские проекты;

- презентации;
- совместные праздники, соревнования, конкурсы;
- помощь в создании предметно - развивающей среды.

7. Основные этапы реализации программы.
I этап – диагностико – организационный.
Цель: подготовить условия для формирования системы работы с талантливыми
и одаренными детьми в ДОУ.
Задачи: - изучение нормативной базы;
анализ
материально
–
технических,
педагогических
условий
реализациипрограммы;
- разработка программы работы с талантливыми и одаренными детьми.

II этап – реализационный.
Цель: апробация системы работы с талантливыми и одаренными детьми.
Задачи: - диагностика способностей воспитанников;
- разработка методических разработок по работе с талантливыми и одаренными
детьми, материалов для проведения различных мероприятий, праздников с
детьми и родителями;
- формирование методической библиотеки детского сада по работе с
талантливыми и одаренными детьми;
- повышение педагогической компетентности педагогов и родителей вобласти
работы с талантливыми и одаренными и детьми.
III этап – аналитический.
Цель: переход системы работы с талантливыми и одаренными и детьми врежим
функционирования.
Задачи: - анализ итогов реализации программы;
- осуществление преемственности в воспитании и развитии талантливыхи
одаренных детей на всех этапах воспитания и обучения в ДОУ;
- обобщение результатов работы детского сада в реализации программ.

8. Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы.

9. Список литературы.
1. Босякова, С.Н. Работаем с талантливыми детьми [Текст] / С. Н. Босякова, Л. В.
Болотная // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2010. №2.
- С. 68-74.
2. Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 2005
3. Галянт, И. Проблемы развития детской одаренности [Текст] / И. Галянт //
Дошкольное воспитание. - 2010. № 6.С. 48-55.
4. Евтушенко, И. Детская одаренность и родители [Текст] / И. Евтушенко //
Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. С. 46-51.
5. Емельянова, И. Творческий потенциал дошкольника в аспекте актуализации
детской одаренности [Текст] / И. Емельянова // Дошкольное воспитание. - 2009.
- № 7. С. 27-31.
6.Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и
методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2017
7. Матюшкин, А.М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала
одаренных детей. – Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2014.
8. Пасечник Л. Одаренные дети в детском саду и семье: статья вторая [Текст] /
Л.Пасечник // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. С. 14-21.
9. Пасечник, Л. Одаренный ребенок - особая ценность для общества [Текст] /
Л.Пасечник // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. С. 13-20.
10. Путляева, Л. О задатках и способностях [Текст] / Л. Путляева // Дошкольное
воспитание. - 2006. - N 4. С. 43-45.
11. Савенков, А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. – М.:
Педагогическое образование России, 1999.
12. Трубайчук, Л. Одаренный ребенок дошкольного возраста как развивающийся
феномен [Текст] / Л. Трубайчук // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 9.С. 32-35

10. Приложения.

Приложение 1.

Методики для выявления компонентов одаренности в дошкольном
возрасте

Приложение 2.

Карта одаренного ребенка
1. ФИО ребенка.
2. Возраст ребенка (год, месяц).
3. Медицинское заключение (группа здоровья).
4. Сведения о родителях.
5. Состав семьи.
6. Статус семьи.
7. Результаты педагогической диагностики.
8. Результаты социометрического исследования.
9. Область одаренности.
10.Признаки одаренности.
11. Диагностика одаренности.
12. Выводы и рекомендации.
13. Развивающая программа (разрабатывается и внедряется всеми
субъектами воспитательно-образовательного процесса)

Приложение 3.
План работы с талантливыми и одарёнными детьми
на 2023 – 2024 учебный год.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».