Положение о развивающей предметно-пространственной среде МБДОУ № 2 с. Некрасовка

1

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1.
Настоящее
Положение
о
развивающей
предметнопространственной среде Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения № 2 с. Некрасовка, Хабаровского
муниципального района (далее – ДОУ) разработано в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», № 185 от
02 июля 2013 года;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Комментариями к ФГОС дошкольного образования Министерства
образования и науки Российской Федерации от 28 февраля 2014 год № 08249;
- Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении
СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 18
декабря 2020 г.) образовательных учреждений «О психолого-педагогической
ценности игр и игрушек»)
- Федеральной образовательной программой дошкольного образования
№1028 от 25 ноября 2022г
-Порядком
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам дошкольного образования №373 от 31 июня
2021.
1.2. Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение
действует до принятия нового.

II. НАЗНАЧЕНИЕ И ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ РППС В ДОУ
2

2.1. РППС ДОУ (группы, участка) обеспечивает возможность общения
и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и
взрослых, во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей,
а также возможности для уединения.
2.2. РППС ДОУ (группы, участка) обеспечивает:
- реализацию Основной образовательной программы дошкольного
образования, используемую в образовательном процессе ДОУ;
- учет национально-культурных, климатических условий, в которых
осуществляется образовательная деятельность;
- учет возрастных особенностей воспитанников Учреждения.
2.3. РППС ДОУ (группы) должна быть:
 содержательно-насыщенной, развивающей;
 трансформируемой;
 полифункциональной;
 вариативной;
 доступной;
 безопасной;
 здоровьесберегающей;
 эстетически-привлекательной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным
возможностям воспитанников и содержанию Основной образовательной
программы МБДОУ № 2 с. Некрасовка (далее – Программа).
Образовательное пространство ДОУ (групповых помещений, участка)
должно быть оснащено средствами для организации образовательной
деятельности (в том числе техническими), соответствующими материалами,
в том числе, игровым, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в
соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного
пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в
здании ДОУ и на участке) должны обеспечивать:

3

- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую
активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с
доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой
моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях (в спортивном зале);
- эмоциональное благополучие воспитанников во взаимодействии с
предметно- пространственным окружением;
- культуру создания образовательного пространства, доступного
воспитанникам группы (ценности, принципы, традиции, стилистические
решения и пр.) с учётом социокультурного контекста;
- возможность самовыражения воспитанников.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность
изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации (в
соответствии с комплексно – тематическим планированием ДОУ), в том
числе от меняющихся интересов и возможностей воспитанников.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
возможность
разнообразного
использования
различных
составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких
модулей, ширм и т.д.;
- наличие в ДОУ (в группе) полифункциональных (не обладающих
жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе,
природных материалов, пригодных для использования в разных видах
детской активности (в том числе в качестве предметов- заместителей в
детской игре).
4)Вариативность среды предполагает:
- наличие в ДОУ (группе) различных пространств (для игры,
конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр,
игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор воспитанников;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых
предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и
исследовательскую активность воспитанников.
5)Доступность среды предполагает:
4

- свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам,
пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность РППС предполагает соответствие всех ее элементов
требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

III.
ЗАДАЧИ
РАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

ПРЕДМЕТНО-

3.1. Обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и
творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с
доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
3.2.
обеспечивать
эмоциональное
благополучие
взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

детей

во

3.3. способствовать развитию двигательной активности, в том числе
развитию крупной и мелкой моторики, участию в подвижных играх и
соревнованиях в спортивном зале;
3.4.побуждать детей к самовыражению.

IV.
ФОРМИРОВАНИЕ
РАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОУ

ПРЕДМЕТНО-

4.1. Педагоги ДОУ самостоятельно выбирают средства для
организации образовательного процесса, в том числе технические,
соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное,
оздоровительное оборудование, инвентарь в соответствии со спецификой
Программы.
4.2. Педагоги несут ответственность за построение эффективной
развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с
требованиями основных нормативных документов, а также в соответствии с
возрастными особенностями контингента воспитанников.

5

V. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦЫПЫ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНОПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОУ
5.1. РППС ДОУ (группы, участка) должна быть безопасной,
здоровьесберегающей, эстетически привлекательной и развивающей.
5.2. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей возрастной
группы, игрушки - обеспечивать максимальный для данного возраста
развивающий эффект.
5.3. РППС должна быть насыщенной, пригодной для совместной
деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей,
отвечающей потребностям детского возраста.
5.4. Для детей раннего возраста образовательное пространство должно
предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения,
предметной и игровой деятельности с разными материалами.
5.5. В младших группах игровая среда (постройки, игрушки, материалы
и др.) должна обновляться постоянно, чтобы пробудить у малышей
любопытство, познавательный интерес, желание ставить и решать игровую
задачу.
5.6. В старших группах игровая среда должна содержать модули,
ширмы, занавеси, кубы, стулья, чтобы давать ребенку возможность для
перестраивания имеющегося игрового пространства.
5.7. РППС должна обеспечивать доступ к объектам природного
характера; побуждать к наблюдениям на участке детского сада (постоянным
и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде,
проведению опытов и экспериментов с природным материалом.
5.8. РППС должна организовываться как культурное пространство,
которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия народного
искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного
быта и пр.).
5.9. Пространство группы (участка) следует организовывать в виде
хорошо разграниченных центров активности («центры», «уголки»,
«площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов
(книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и
пр.). Все предметы должны быть доступны детям.
6

5.10. Оснащение центров активности должно меняться в соответствии с
тематическим планированием образовательного процесса.
5.11 РППС должна выступать
подвижное и легко изменяемое.

как

динамичное

пространство,

VII. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РППС.
«Качество
организации
пространственной среды»

развивающей

предметно

-

В картах оценки РППС представлены конкретные индикаторы,
характеризующие качество развивающей предметно-пространственной среды.
Параметры предметно - пространственной среды отслеживались на
предмет соответствия возрастным возможностям детей и содержанию
образовательной программы ДОУ.
Каждый параметр оценивается по трехбалльной шкале:
- соответствие параметра требованиям нормативных документов – 3
балла;
- частичное соответствие – 2 балл;
-несоответствие (или отсутствие) – 1 балл. (Приложение 1).

7

8

9

10

11

12

13

14

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».