1 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее Положение о развивающей предметнопространственной среде Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 2 с. Некрасовка, Хабаровского муниципального района (далее – ДОУ) разработано в соответствии с: - Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», № 185 от 02 июля 2013 года; - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; - Комментариями к ФГОС дошкольного образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 февраля 2014 год № 08249; - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г.) образовательных учреждений «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек») - Федеральной образовательной программой дошкольного образования №1028 от 25 ноября 2022г -Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования №373 от 31 июня 2021. 1.2. Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия нового. II. НАЗНАЧЕНИЕ И ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ РППС В ДОУ 2 2.1. РППС ДОУ (группы, участка) обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. 2.2. РППС ДОУ (группы, участка) обеспечивает: - реализацию Основной образовательной программы дошкольного образования, используемую в образовательном процессе ДОУ; - учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; - учет возрастных особенностей воспитанников Учреждения. 2.3. РППС ДОУ (группы) должна быть: содержательно-насыщенной, развивающей; трансформируемой; полифункциональной; вариативной; доступной; безопасной; здоровьесберегающей; эстетически-привлекательной. 1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям воспитанников и содержанию Основной образовательной программы МБДОУ № 2 с. Некрасовка (далее – Программа). Образовательное пространство ДОУ (групповых помещений, участка) должно быть оснащено средствами для организации образовательной деятельности (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе, игровым, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании ДОУ и на участке) должны обеспечивать: 3 - игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); - двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях (в спортивном зале); - эмоциональное благополучие воспитанников во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; - культуру создания образовательного пространства, доступного воспитанникам группы (ценности, принципы, традиции, стилистические решения и пр.) с учётом социокультурного контекста; - возможность самовыражения воспитанников. 2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации (в соответствии с комплексно – тематическим планированием ДОУ), в том числе от меняющихся интересов и возможностей воспитанников. 3) Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; - наличие в ДОУ (в группе) полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе, природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов- заместителей в детской игре). 4)Вариативность среды предполагает: - наличие в ДОУ (группе) различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор воспитанников; - периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность воспитанников. 5)Доступность среды предполагает: 4 - свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; - исправность и сохранность материалов и оборудования. 6) Безопасность РППС предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. III. ЗАДАЧИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ПРЕДМЕТНО- 3.1. Обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); 3.2. обеспечивать эмоциональное благополучие взаимодействии с предметно-пространственным окружением; детей во 3.3. способствовать развитию двигательной активности, в том числе развитию крупной и мелкой моторики, участию в подвижных играх и соревнованиях в спортивном зале; 3.4.побуждать детей к самовыражению. IV. ФОРМИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОУ ПРЕДМЕТНО- 4.1. Педагоги ДОУ самостоятельно выбирают средства для организации образовательного процесса, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь в соответствии со спецификой Программы. 4.2. Педагоги несут ответственность за построение эффективной развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с требованиями основных нормативных документов, а также в соответствии с возрастными особенностями контингента воспитанников. 5 V. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦЫПЫ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНОПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОУ 5.1. РППС ДОУ (группы, участка) должна быть безопасной, здоровьесберегающей, эстетически привлекательной и развивающей. 5.2. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей возрастной группы, игрушки - обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект. 5.3. РППС должна быть насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста. 5.4. Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами. 5.5. В младших группах игровая среда (постройки, игрушки, материалы и др.) должна обновляться постоянно, чтобы пробудить у малышей любопытство, познавательный интерес, желание ставить и решать игровую задачу. 5.6. В старших группах игровая среда должна содержать модули, ширмы, занавеси, кубы, стулья, чтобы давать ребенку возможность для перестраивания имеющегося игрового пространства. 5.7. РППС должна обеспечивать доступ к объектам природного характера; побуждать к наблюдениям на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом. 5.8. РППС должна организовываться как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.). 5.9. Пространство группы (участка) следует организовывать в виде хорошо разграниченных центров активности («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям. 6 5.10. Оснащение центров активности должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. 5.11 РППС должна выступать подвижное и легко изменяемое. как динамичное пространство, VII. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РППС. «Качество организации пространственной среды» развивающей предметно - В картах оценки РППС представлены конкретные индикаторы, характеризующие качество развивающей предметно-пространственной среды. Параметры предметно - пространственной среды отслеживались на предмет соответствия возрастным возможностям детей и содержанию образовательной программы ДОУ. Каждый параметр оценивается по трехбалльной шкале: - соответствие параметра требованиям нормативных документов – 3 балла; - частичное соответствие – 2 балл; -несоответствие (или отсутствие) – 1 балл. (Приложение 1). 7 8 9 10 11 12 13 14 15