Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Дет.сад №2 с.Некрасовка Возрастная группа: средняя (4-5 лет) - 22 человек Воспитатель: Перебейнос Альбина Николаевна 2024 1 Паспорт РППС средней группы включает следующую информацию: Настоящая образовательной рабочая программа программой разработана дошкольного в соответствии образования с.Некрасовка в соответствии с требованиями ФОП ДО МБДОУ с №2 и ФГОС ДО. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса с воспитанниками группы. Программа строится на принципе личностноориентированного обеспечивает взаимодействия физическое, взрослого с воспитанниками социально-коммуникативное, и познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие детей от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Рабочая программа направлена на: разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. Цель: Реализация образовательной программы дошкольного образования МБДОУ №2 с.Некрасовка Хабаровского района в соответствии с требованиями ФОП ДО и ФГОС ДО. Задачи: - обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО; - приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; - создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей; 2 - построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития; - создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; - обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности; - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности; - достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования. Принципы и подходы к формированию рабочей программы: 1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возрастов), обогащение (амплификация) детского развития; 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; 3) содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей 3 младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников; 4) признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 5) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 6) сотрудничество ДОО с семьей; 7) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 8) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности; 9) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 10) учёт этнокультурной ситуации развития детей Нормативно-правовые документы: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп. вступ. в силу с 11.01.23) - Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» - Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.11.2022 № 71847) - федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и науки России от 17 октября 2013 г. № 1155 (с изм. на 08.11 2022) - Указ Президента Российской Федерации Путина В.В. от 07. 05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025, 4 утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р - Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. «Об утверждении санитарных правил СП 2.4364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021г. «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования по обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» - Образовательная программа дошкольного образования - Устав - Локально-нормативные акты. Образовательный процесс в детском саду предусматривает решение программных образовательных задач в рамках модели организации образовательного процесса в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО. 1. Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями с ФОП ДО и ФГОС дошкольного образования. 2. Назначение и цели, основные принципы организации РППС ДОО. 3. Развивающая предметно- пространственная игровая среда в возрастной группе. 4. Возрастные особенности детей 4-5 лет. Виды игровой деятельности средних дошкольников . 5. Режим пребывания детей в ДОО в тёплый и холодный период года. 6. Расписание образовательной деятельности. 7. План группы. 8. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания. 5 Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФОП ДО и ФГОС дошкольного образования Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Основой при организации образовательного процесса в дошкольной организации выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, в том числе, обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни. Развитие ребенка осуществляется только в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Развитие ребенка осуществляется только вигре, а не в учебной деятельности. ФГОС ДО нацеливает на личностноориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства. Документ делает акцент на отсутствие жёсткойрегламентации детской деятельности и выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной программы в дошкольных организациях. Таким образом, при создании развивающей предметно- пространственной среды дошкольной образовательной организации (далее -РППС ДОО) необходимо обеспечить реализацию: образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития; двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения; различных образовательных программ, с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий. «Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с 6 особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития». Назначение и цели организации РППС ДОО В соответствии с ФГОС дошкольного образования РППС должна обеспечивать и гарантировать: - охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях; - максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации Программы ФГОС, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. - построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и с взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей. - создать условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования профессиональное развитие педагогических работников, а также оказать содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов; - открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществлять им поддержку по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи; - построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья. 7 На протяжении процесса взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) развивающей предметнопространственной среды также необходимо менять, обновлять и пополнять. Цель: Регулирование создания и обогащения Развивающей предметно пространственной среды в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Основные принципы организации РППС ДОО В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть: - Содержательно-насыщенной - включать средства обучения (в том числе, технические), материалы (в том числе, расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей; - Трансформируемой - обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, оттеняющихся интересов и возможностей детей; - Полифункциональной - обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе, природных материалов) в разных видах детской активности; - Доступной - обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; - Безопасной - все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, и правила пожарной безопасности. При реализации образовательной программы дошкольного образования в различных организационных моделях и формах РППС должна обеспечивать: - Соответствие общеобразовательной программе ДОО; - Соответствие материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в ДОО; 8 - Соответствие возрастным возможностям детей; - Трансформируемость в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей; - Возможность использования различных игрушек, оборудования и прочих материалов в разных видах детской активности; - Вариативное использование различных пространств (помещений) и материалов (игрушек, оборудования и пр.) для стимулирования развития детей; - Наличие свободного доступа детей (в том числе с ограниченными возможностями физического здоровья и детей-инвалидов)непосредственно в организованном пространстве к игрушкам, материалам, пособиям и техническим средствам среды; - Соответствие всех компонентов РППС требованиям безопасности и надежности при использовании согласно действующим СанПиН. Принципы оснащения РППС адресуют те основные виды деятельности, на которые направлено приобретение опыта детьми в пяти образовательных областях, и в том числе типы и виды средств оснащения, позволяя таким образом адаптировать РППС под конкретные задачи ДОО. Виды игровых средств, входящих в состав перечня, разнообразны и создают необходимые условия для деятельности, общения, взаимодействия и сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками, обеспечивающие успешное решение развивающих задач для всех образовательных областей: коммуникативно-личностного развития, познавательного, речевого развития, художественно-эстетического и физического развития. ➢Социально – коммуникативное развитие -Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей. -Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. -Развитие трудовой деятельности. -Патриотическое воспитание. ➢Познавательное развитие -Знакомство с миром природы и формирование экологического сознания. -Знакомство с социальным миром. -Развитие элементарных математических представлений. ➢ Речевое развитие - Развитие словаря. -Воспитание звуковой культуры. - Развитие связной речи. - Формирование элементарного осознания явлений языка и речи. - Формирование грамматического строя речи. - Воспитание любви и интереса к художественному слову. ➢Художественно – эстетическое развитие 9 - Формирование и развитие эстетического восприятия мира природы. - Формирование и развитие эстетического восприятия социального мира. -Формирование и развитие художественного восприятия произведений искусства. -Художественная и изобразительная деятельность. ➢ Физическое развитие -Приобретение дошкольниками опыта двигательной деятельности. -Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. -Становление ценностей здорового образа жизни. Основные характеристики РППС в группе - Разнообразие: наличие всевозможного и максимально вариативного игрового и дидактического материала для развития ребенка, позволяющего усваивать знания и умения одного плана, но разными способами; - Доступность: расположение игрового и дидактического материала в поле зрения и досягаемости ребенка, а также доступность по показателям возрастного развития; Эмоциогенность (обеспечение индивидуальной комфортности, психологической защищенности и эмоционального благополучия): среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребенка и вызывающей у него положительные эмоции, а также позволяющей ребенку проявить свои эмоции; - Гибкое зонирование пространства по направлениям деятельности: построение не пересекающихся друг с другом развивающих зон, некая параллельность – это связано с особенностями возраста: играем не вместе, а рядом; Взаимодополняемость, взаимозаменяемость предметов одной зоны и другой; Удовлетворение естественной детской активности (ранний возраст – это возраст повышенной двигательной активности). Для удовлетворения возрастной активности ребенка в том, что он имеет возможность преобразовывать окружающую среду, изменять ее самыми разнообразными способами. Групповое помещение, предназначенное для организации образовательной деятельности с воспитанниками. Функциональное использование группового помещения o проведение совместной деятельности воспитателя с детьми o проведение индивидуальной работы o самостоятельная детская деятельность Информационная справка о приемной комнате (раздевалка) Мебель: Раздевальные шкафчики 24 шт., 2 лавочки, шкаф для одежды. Цель: использование развивающей предметно - пространственной среды для информирования родителей с условиями пребывания детей в детском саду, 10 осуществление хранения личных детских вещей. 1. Формирование навыков самообслуживания, умения одеваться и раздеваться, застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки. 2. Формирование коммуникативных навыков, умения приветствовать друг друга и прощаться друг с другом. 3. Привлечение к процессу коррекционно-воспитательной работы родителей. Создание единого сообщества педагогов и родителей. 5.Информирование родителей о работе детского сада и группы Приемная оборудована шкафами и вешалками для хранения верхней одежды детей и взрослых. Шкафы для одежды и обуви оборудованы индивидуальными ячейкамиполками для головных уборов и крючками для верхней одежды. Каждая индивидуальная ячейка маркирована. В раздевальной комнате предусмотрены условия для сушки верхней одежды и обуви детей (имеется батарея, под детскими шкафами проходит отопительная труба). В комнате имеется место для хранения игрушек, используемых на прогулке. 1. Информационные стенды для взрослых: - «Наша группа» (режим работы детского сада и группы, расписание работы и рекомендации специалистов (психолога, физкультурного работника), - «Доктор советует» (информация о лечебно – профилактических мероприятиях, проводимых в детском саду, группе), подставка «Айболит» - «Для вас родители» (информационный стенд). Информационные статьи для родителей о психологических особенностях детей, рекомендации по организации досуга детей, материала для игр и домашних занятий. - «Поздравляем» Выставка детского творчества: деревянный стенд для объемных работ (пластилин, природный и бросовый материал), подставка для работ по рисованию, аппликации, - место для совместных творческих работ взрослых и детей. При создании предметной развивающей среды в средней группе учитывается гендерная специфика. Среда обеспечивается как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков. В групповой комнате имеются развивающие и дидактические игры, книги, подобранные с учетом половых различий, привлекательные по содержанию для девочек, и аналогично – для мальчиков. 11 Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе в группе созданы условия для разных видов деятельности (игровой, продуктивной, коммуникативной, творческой и познавательноисследовательской и т.д.). Информационная справка о групповой комнате Мебель: 7 столов для детей, 24 детских стульчиков, 1 этажерка, 2 напольные полочки, 1 магнитная доска, часы настенные-1, шкаф деревянный с полками для размещения настольно-печатных игр, дидактических игр-1; Парикмахерская; Кухня (стол деревянный -1 мягкий диван и 2 кресла); Магазин (набор пособий и игрушек: весы, касса, корзинки); Ящик пластмассовый для конструктора. Цель: использование развивающей предметно - пространственной среды группы для развития и комфортных условий пребывания детей в детском саду. Групповое помещение условно подразделяется на три зоны: Спокойная зона: «Центр познания», «Уголок уединения», «Центр книги», «Центр природы», «Центр патриотического воспитания», «Математический центр», «Речевичок». Зона средней интенсивности: «Центр конструирования», «Центр социальноэмоционального развития», «Центр творчества», «Центр экспериментирования» Зона насыщенного движения: «Центр двигательной активности», «Центр ряжения», «Центр музыки», «Центр театра», «Центр игры». СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ Цель:1. Формирование ролевых действий. 2.Стимуляция сюжетно-ролевой игры. 3.Формирование коммуникативных навыков в игре. 4.Развитие подражательности и творческих способностей. Парикмахерская «Салон красоты» Сюжетно-ролевая игра Комплект (модуль-основа, соразмерная росту ребёнка), набор инструментов парикмахера: фен детский игрушечный -3шт, ножницы игрушечные, расчёски игрушечные-2шт, баночки пластмассовые (крем, спреи, шампунь, бальзамы, маски), накидка для стрижки -2 шт., 2 манекена с причёсками, парик, фартук парикмахера -1шт, набор резинок, невидимок., плойка, бигуди. Фартук, шапочка продавца, муляжи фруктов и 12 «Магазин» Сюжетно-ролевая игра «Водители» Сюжетно-ролевая игра «Кухня» Сюжетно-ролевая игра «Больница» овощей, корзинки для продуктов-2шт и т.д., касса-2 шт, весы, набор хлеба, набор выпечки, набор консервов, макеты шоколадок, макеты коробок конфет-5 шт, кетчуп, баночки из под йогурта, баночки из под сыра, мороженного, муляжи: торта, курицы, сосисок, рыбы. Набор для игры «Водители», домики 1,2,3этажные, лэпбук «Транспорт», картина, книга с набором моделей разных машинок, грузовые, легковые и гоночные автомобили (разных размеров), самолёт, вертолёт, мотоцикл, пожарные машины-3шт., машина скорой помощи, полицейская машина, трактор, вездеход, маленькие игрушки –человечки для обыгрывания, набор дорожных знаков, плакат Светофор , жезл ДПС-1 шт, домики – 5 шт, настольная игра «ПДД», набор предметных картинок из серии дорожные знаки. Игровой модуль «Кухня» (соразмерная ребёнку) с плитой, набор пластмассовый «Кухня»(кастрюли, сковородки, тарелки разных размеров, чашки), муляжи фруктов и овощей, корзинка под выпечку, торт, пирожное, набор чайной посуды (пластмассовый), доски разделочные, столовые приборы (ложки, вилки, ножи), мультиварка, плитка, чайники-2шт, солонка. Набор медицинских принадлежностей доктора в чемоданчиках-2 шт. шпателя, шприцы, коробочки пустые из-под лекарств, халат, колпак медицинский, коробка для атрибутов: талоны, рецепт, история болезни, сумочки-2шт., плакат «Как устроен человек», таблица Сивцева, медицинские карточки, талоны, рецепты, бейджик, медицинские ножницы пластмассовые, термометр, грелка. 13 Сюжетно-ролевая игра «Семья», Уголок ряжения Куклы разных размеров, коляска трость, кроватка деревянная для куклы младенца (матрац, простыня, одеяло, пододеяльник, подушка, наволочка, покрывало), утюг- 2шт, гладильная доска, шкаф для одежды и кукольного белья, стиральная машинка, телефон - 4шт. Шкаф с костюмами для сюжетно ролевых игр, плечики, сарафаны-2шт, пеленочки для пеленания, платки2шт,, юбки-2шт, военные головные уборы-3 шт, шапочки животных-4шт., фартуки-2шт. ванночка, Центр социальноСнять напряжение детям поможет: «спрячь всё эмоционального развития» плохое» , стаканчик для крика, подушкаколотушка, уголок настроения: коробочка с мирилками, перчатки «мирилки». уголок уединения: мобильный «домик- трансформер», мягкая подушка, книги, мягкие игрушки, магнитофон (диски со спокойной музыкой, звуки моря, природы, леса, шум дождя),игрушечный телефон. Центр труда Карточки со сказочными героями и Ф.И. детей, 2 (уголок дежурного) фартука, косынка для девочки и чепчик для мальчика, плакат с кармашками «Мы дежурим», крючки для фартуков. Центр игры Лабиринты(3), пазлы(9), головоломки (2), дидактические игры: «Найди четвёртый лишний», «Наведём порядок в доме», «Обезьянка спешит к маме», «Кот в мешке», «Путаница», «Что такое хорошо? Что такое плохо?», «Что к чему?», «Космические приключения», «Домино», «Времена года», «Фигуры и формы», «Найди животное», «Профессии», «Сказка за сказкой», «Животные», «Кубики в картинках (2), рамки вкладыши (9): «Овощи, фрукты, ягоды», «Назови одним словом», «В гостях у сказки», «Найди пару», «Кто, где живёт?», «Разрезные картинки», «Одень мишку». Магнитная доска, динозавры, магнитная геометрическая мозаика «Построй домик». 14 ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Цель: 1. Обучение группировке предметов по цвету, размеру, форме. 2.Освоение операций вкладывания, наложения, соединения частей в целое. 3. Учить понимать контрастные части суток (утро — день, день — ночь). 4.Формирование обследовательских навыков. 5.Знакомство с геометрическими фигурами и формами предметов. 6. Формирование и расширение представлений об окружающем 7. Развитие мышления и мелкой моторики. 8.Развитие экологической культуры, любви к родному краю. 9.Развивать способность самостоятельного открытия свойств, природных объектов. 10. Развитие зрительного восприятия и внимания. 11. Развивать активность при создании индивидуальных и коллективных построек. 12. Развивать и систематизировать знания об объемных и плоскостных фигурах, уметь использовать фигуры в деятельности со строительным материалом. 13. Знать правила поведения на дорогах, сигналы светофора. Мини-музей «Мой родной край» Центры: Паспорт мини-музея. Герб, флаг Чукотского А.О., герб и флаг города Анадыря, муляжи северных животных, млекопитающих и птиц, поделки из кожи, ракушек, бисера; лэпбук «Северный край», картотека подвижных игр народов севера (маски животных), одежда северных народов, писатели Чукотки. дидактические карточки: «Жилища народов мира», чукотские сказки, животные моря, птицы и животные тундры, ягоды и растения тундры, достопримечательности города Анадыря, природные зоны, традиции кореных жителей севера, беседы по картинам: животные севера. Дидактические игры: «Чей след?», «Чей хвост?, «Какая лишняя картинка», «Назови животных, которые спрятались», учебнометодический комплект (дидактические игры и упражнения), фотоальбом «Живая природа Чукотки», мягкие игрушки: сова, нерпа, белый медведь, белый заяц. Жезл, светофор-3шт.форма полицейского, зебра, 15 «Безопасности», «ЗОЖ» настольные игры: «Профессии»-2шт, «Транспорт», «Дорожные знаки», «Знаки дорожного движения», «Все работы хороши»; набор предметных картинок из серии дорожные знаки. Карточки: «Военная техника», «Специальная техника», «Военные головные уборы», «Виды войск», «Безопасность в доме», «Дорожные знаки». Книги: «Правила безопасного поведения на улице», «При пожаре», «Школа безопасности», «Как перейти дорогу», «Кто стучится в дверь», «Приключение Зебрёнка и его друзей», «Собаки, палки, леденцы», «Берегу себя сам», «Найди и покажи (пожарные)». Муляжи органов (сердце, почки, легкие, желудок, кисть, стопа, кость, зуб), Набор стоматолога (челюсть, инструменты: зубная щётка, тюбик пасты, шприц, зеркало), Магнитная игра «Анатомия», магнитный набор «Изучаем тело человека», плакат «Части тела, органы», журналы «Человеческое тело» - 18 шт., «Человек» детская энциклопедия, интерактивная книга «Твоё тело», настольная игра «Операция». Центр природы, Календарь природы, материал для развития Уголок трудовых навыков (лейки для полива комнатных экспериментирования растений, набор для рыхления земли, пульверизатор - распылитель для растений), коллекция семян, материалы для экспериментов, приборы для опытов, природный материал, ёмкости с крышками разного размера и мелкими предметами разного цвета (для сортировки мелких предметов),игротека экологических развивающих игр, иллюстрации зверей (домашних и диких), птиц, рыб, насекомых, серии картинок из серии «Домашние животные и их детёныши», нагляднодидактические пособия, серия «Времена года», иллюстрации с изображением общих признаков растений (корень, стебель, листья, цветок, плод), картинки с изображением цветов (одуванчик, ромашка, роза, колокольчик,), резиновые игрушки – животных, птиц. Природный материал: шишки. ракушки морские, скорлупа грецких орехов, камушки средние, фасоль, 16 Центр сенсорного развития горох. Бросовый материал: коробки спичечные, прищепки, пробки, крыжки от бутылок –цветные, палочки пластмассовые, яйца из под киндера, трубочки цветные, резиновые перчатки. Пластичные материалы, интересные для исследования и наблюдения предметы, формочки для изготовления цветных льдинок, материалы для пересыпания и переливания (пустые пластиковые бутылочки, пробирки, банки), волшебный мешочек, мыльные пузыри, маленькое зеркало, электрический фонарик, вертушка, поролоновые губки разных размеров, цветов, форм, подносы, клеёнчатые фартуки и нарукавники, картотека опытов и экспериментов. Дидактические игры:лото по ключам «Дикие животные», «Весёлый зоопарк», «Чей домик?», «Кто чей малыш?», лото «Зоопарк», «Собираем урожай», «Во саду ли, в огороде», мемополия «В мире животных», мемо «Мамы, папы и детишки», мемо «Пернатый мир», «Живая природа», «Времена года» , «Кто где живет?», «Угадай, какое время года?», «Времена года», «Чей малыш?», «Чей след?», «Распредели мусор по мусорным бакам»,Настольные игры :«За грибами», Сортер: «Морские животные», «Чехагор», «Растения», «Животные». Дидактические карточки: Времена года, пресноводные рыбы, морские рыбы, аквариумные рыбки, строение рыбы, пресмыкающиеся, животные севера, животные жарких стран, животные пустыни, животные средней полосы, деревья, кустарники, цветы: комнатные, садовые, полевые; строение птицы, зимующие птицы, перелетные птицы. В мире растений, в мире животных, природа (живая, неживая), вода в природе, природные явления, грибы (съедобные, несъедобные), насекомые, беседы по картинкам «Уроки экологии», календарь природы, умные карточки «Кто что ест?». Мозаика, пазлы, шнуровки, бизибук, сортер Д/И. «Собери бусы» и т.д.Рамки-вкладыши с геометрическими формами, разными по величине (4 цветов), 17 Центр конструирования Конструктор пластмассовый цветной, конструктор «Лего», кубики деревянные разных размеров. Кирпичики деревянные, деревья, кусты, цветы для обыгрывания построек, мелкие игрушки от киндер сюрприз для обыгрывания, мелкие машинки, пластины деревянные, маленькие игрушки для обыгрывания построек, машинки, светофор. Центр Патриотического воспитания Флаг, герб России и Чукотки, матрёшки, макет Кремля, картинки по теме. Дидактические игры: лото «Нашей Родиной гордимся», «Наша Родина», лото «Страны мира», «Найди флаг». Демонстрационный материал: «Виды войск», «Народы России». Народные промыслы России: дымковская, филимоновская, хохломская, гжель, городецкая росписи. Математический Центр Логический блок Дьенеша, счетные палочки, объемные геометрические тела, набор геометрических фигур разного цвета и размера, счеты, числовое лото, деревянные головоломки, лабиринты, счетный материал, настольно- печатные игры: «Цифры», «Арифметика в картинках», «Часть и целое», «Геометрические формы», «Мои первые цифры», «Цветная стройка», «Арифметика на кубиках», игра «Геометрическая заплатка», игра «Состав числа 5», малый геометрик, танграм «Колумбово яйцо» с карточками, игра головоломка «Змейка», «Квадратные забавы», игра «Корверт Кубики» (собирайка), доска с цилиндрами цветная, развивающий геометрический сортер, набор карточек с количеством предметов и соответствующих цифр до 10 , набор игры «Сложи из треугольников», головоломка «Танграм», сортер – Волшебный комод «Геометрические фигуры», геометрические вкладыши, игра из дерева «Веселая математика», набор геометрических фигур \картотеки: логических задач, считалок. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Цель:1.Формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой, переворачивать страницы. 2.Формирование и расширение представлений об окружающем. 18 3.Развитие творчества детей на основе литературных произведений Центр книги «Вежливые слова» Н. Мигунова, русская народная сказка «Библиотечка» «Колобок» русская народная сказка, «Репка» русская народная сказка, «Домашнее чтение» В. Степанов, «Петушок – Золотой Гребешок», «Баюшки - баю» песенки, колыбельные, «Игрушки» А. Барто. «Профессии для девочек и мальчиков. «Первая книга для мальчиков и девочек», Эдуард Успенский «Крокодил Гена и Чебурашка, Русские народные сказки, русская народная сказка «Лисичкасестричка и серый волк», Л.Лебедева «Находчивый лягушонок», В. Степанов «Сказочные загадки», В.Лиходед «Три поросенка», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», «Дюймовочка», «Волк и семеро козлят», Вежливые слова, Красная Шапочка, По щучьему велению, Мальчик - с - пальчик, Пузырь, соломинка и лапоть, Аленушкины сказки, сборник Сказок, Заяц-хваста, Вершки и корешки, К.Чуковский «Краденое солнце», К. Чуковский «Тараканище», С.Михалков «Сказки».Полка с книгами по возрасту детей, портреты писателей и поэтов, иллюстрации художников к литературным произведениям. Речевой центр Сюжетные картинки, картотека Артикуляционной гимнастики, Сюжетные картинки, Предметные картинки, Картотека дидактических игр, Картотека пальчиковых игр, Загадки, Стихи, Картотека упражнений для развития дыхания. Демонстрационный материал, Картотека чистоговорок. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Цель:1.Развитие пальчиковой моторики, тактильных ощущений, цветовосприятия и цвета-различения, творческих способностей. 2. Развивать интерес к искусству, предметам искусства, народному творчеству. 3.Развитие слухового восприятия и внимания. 4.Формирование исполнительских навыков. 5. Развитие и закрепление знаний о различных музыкальных инструментах, их звучании. 6.Развитие знаний о композиторах, исполнителях. Центр Театрализованные куклы (по сказкам): три медведя, театрализованн животные из сказки: «Теремок», «Репка», «Три ой поросенка», деятельности набор игрушек настольного театра: животные, бабашка, дедушка, внучка, Шапочки для игры – драматизации с изображением животных, сказочных героев, колпачки 19 нарядные, шляпы разноцветные, корзинки для хранения атрибутов, игрушек, пальчиковый театр, теневой театр, сценарии кукольного театра, праздников, развлечений, наглядно-дидактические пособия, серия «Мир в картинках», наглядно-дидактические пособия, серия «Рассказы по картинкам», аксессуары сказочных персонажей, шапочки, игрушки-забавы, декорации, театральные атрибуты, настольная театральная ширма, ширма для теневого театра, набор фигур для теневого, фигурки для пальчикового театра (животные), макеты деревьев, настольный театр «Колобок», «Теремок». Центр Набор репродукций картин русских художников, изобразительно карандаши, акварельные краски, восковые мелки. го искусства бумага белая, писчая бумага, стаканчики для воды, «Умелые кисти, тряпочки, клеенки для аппликации, клей, ручки» ножницы. пластилин, доски для лепки, стеки, схемы рисования животных, деревьев, автомобилей, самолетов. схемы лепки животных, птиц, транспорта, набор трафаретов и обводок, произведения народного искусства: игрушки фарфоровые, деревянные, трафареты, альбомы, раскраски, Плакаты: «Цвета и формы», «Цвета» Музыкальный Музыкальные игрушки – гитара, труба(2), саксафон, центр гармошка, колокольчик, металлофон, бубен (2), флейта, барабан, маракасы, гусли, клавесин, портреты композиторов; дидактические игры: «Виды инструментов», «Чуткие ушки». Аудиозаписи: детские песенки, фрагменты классических музыкальных произведений, произведений народной музыки и песенного фольклора, колыбельных, записи звуков природы. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Цель:1. Формирование умения бросать и ловить мяч, перешагивать через палку или веревку, положенную на пол, ходить по прямой ограниченной дорожке. 2.Обучение согласованным действиям. 3. Развитие ловкости, координации движений. Центр здоровья Ленточки, флажки, обручи (2), трубочки для дыхательной гимнастики, кегли, кольцебросс, мячи резиновые (большой и маленький), дорожка 20 массажная из пуговиц, мячи пластмассовые малого диаметра, мячи мягкие среднего диаметра, бубен, скакалка. дорожки «Здоровья», нестандартное авторское физ. Оборудование, погремушки, набивные мешочки для бросания, кубики, набор масок для подвижных игр, массажные мячики, настольная игра «Баскетбол», дидактический материал: картотеки подвижных игр, а также пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики. Картотеки: гимнастики для глаз, гимнастики – пробуждения, физминутки, дыхательные упражнения, самомассаж, упражнения с массажными мячиками, 21