•
организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного
выявления и последующей коррекции речевых нарушений воспитанников;
• организация проведения логопедических занятий с детьми с выявленными
нарушениями речи;
• организация пропедевтической логопедической работы с детьми по предупреждению
возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку
конкретных рекомендаций воспитанникам, их родителям (законным представителям),
педагогическим работникам;
• консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации
и содержания логопедической работы с воспитанниками;
• активизация познавательной деятельности воспитанников;
• совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями,
потребностями и интересами ребенка.
1.9. Деятельность логопедической группы может быть прекращена путем ликвидации по
решению Учредителя или заведующего дошкольным образовательным учреждением.
2. Цель и основные задачи логопедической группы
2.1. Целью организации логопедической группы в МБДОУ № 2 с. Некрасовка является
создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для
коррекции нарушений в развитии речи детей, в освоении ими дошкольных образовательных
программ и подготовка детей к успешному обучению в общеобразовательной школе.
2.2. Основные задачи логопедической группы:
коррекция нарушений устной речи детей: формирование правильного произношения,
развитие лексических и грамматических средств языка, навыков связной речи;
своевременное предупреждение возникновения нарушений чтения и письма;
коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
активизация познавательной деятельности детей;
популяризация логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных
представителей).
3. Организация работы оказания помощи воспитанникам в логопедической группе
3.1. Логопедическая помощь оказывается дошкольным образовательным учреждением
любого типа независимо от его организационно-правовой формы, а также в рамках сетевой
формы реализации дошкольных образовательных программ.
3.2. При оказании помощи воспитанникам логопедической группы детского сада ведется
следующая документация, срок хранения которой минимум 3 года с момента завершения
оказания логопедической помощи:
• программы и/или планы логопедической работы;
• годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов);
• расписание занятий учителей-логопедов;
• индивидуальные карты речевого развития (речевые карты) воспитанников,
получающих логопедическую помощь (см. Приложение 1);
• журнал учета посещаемости логопедических занятий;
• отчетная документация по результатам логопедической работы.
3.3. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей
(законных представителей) и (или) согласия родителей (законных представителей)
несовершеннолетних воспитанников (см. Приложения 2 и 3).
3.4. Логопедическая диагностика воспитанников осуществляется не менее двух раз в год,
включая входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не
менее 15 календарных дней каждое.
3.5. В случае необходимости уточнения диагноза, дети с нарушениями речи с согласия
родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее
лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами
(невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или на
психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПк).
3.6. На каждого воспитанника в логопедической группе учитель-логопед заполняет речевую
карту, в которой отмечаются результаты диагностики и коррекционной работы.
3.7. Содержание коррекционной работы с детьми в логопедической группе определяется
учителем-логопедом (учителями-логопедами) на основании рекомендаций ПМПк,
психолого-педагогического консилиума (ППк) и результатов логопедической диагностики.
3.8. Логопедические занятия группы проводиться в помещениях, оборудованных с учетом
особых образовательных потребностей воспитанников и состояния их здоровья и отвечающих
санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным помещениям.
4. Порядок приёма воспитанников в логопедическую группу
4.1. Комплектование логопедической группы детьми осуществляется приказом заведующего
МБДОУ № 2 с. Некрасовка на основании заключения психолого-медико-педагогической
комиссии и только с согласия родителей (законных представителей).
4.2. Занятия с воспитанниками проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной
формой являются занятия в группе. Предельная наполняемость логопедических групп
устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи
ребенка, но не более 25 человек.
4.3. Для определения ребенка в логопедическую группу предоставляются следующие
документы:
• направление на психолого-медико-педагогическую комиссию только с согласия
родителей (законных представителей);
• карта медицинского обследования ребенка для направления на ПМПк (с заключениями
врачей: психиатра, офтальмолога, отоларинголога, невролога);
• выписка из истории развития ребенка, заверенная врачом-педиатром;
• психолого-педагогическое представление ребенка на ПМПк с подписями воспитателя
группы, педагога-психолога, заведующего ДОУ и заверенное печатью учреждения
(для детей, посещающих детский сад);
• логопедическое представление;
• договор о взаимодействии ПМПк дошкольного образовательного учреждения и
родителей (законных представителей) воспитанника;
• протокол заседания ПМПк с рекомендациями о посещении логопедической группы и
указанием необходимого срока пребывания в ней.
4.4. В первую очередь, в логопедические группы зачисляются воспитанники, имеющие
наиболее сложные нарушения в развитии речи (задержка речевого развития невыясненного
патогенеза, общее недоразвитие речи 2-3 уровня, алалия) на фоне дизартрии, препятствующие
их успешному освоению образовательных программ дошкольного образования. Предельная
наполняемость такой логопедической группы – не более 12 человек.
4.5. В логопедические группы зачисляются воспитанники детского сада старшего
дошкольного возраста, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи:
• общее недоразвитие речи (ОНР);
• фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР);
• фонематическое недоразвитие речи (ФНР);
• фонетический дефект – недостатки произношения отдельных звуков (НПОЗ);
• дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата
(ринолалия, дизартрия), заиканием;
• нарушения чтения и письма (дислексия, дисграфия), обусловленные общим,
фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи.
4.6. Зачисляются в логопедическую группу воспитанники, имеющие нарушения в развитии
устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению образовательных
программ дошкольного образования (дети с общим, фонетико-фонематическим и
фонематическим недоразвитием речи).
4.7. В логопедические группы подбираются дети по возможности с однородной структурой
речевого дефекта:
• с общим недоразвитием речи (ОНР) – до 5 человек;
• с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) и фонематическим
недоразвитием речи (ФНР) – до 6 человек;
• с недостатками чтения и письма, обусловленными общим недоразвитием речи – до 5
человек;
• с недостатками чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим или
фонематическим недоразвитием речи – до 6 человек;
• с недостатками произношения отдельных звуков (НПОЗ) – до 7 человек;
• минимальная наполняемость группы – 3 воспитанника.
4.8. Занятия в логопедической группе проводятся в соответствии с расписанием,
составленным учителем-логопедом и утвержденным заведующим дошкольным
образовательным учреждением.
4.9. Приему в логопедическую группу не подлежат дети, имеющие:
недоразвитие речи, обусловленное тяжелой формой умственной отсталости;
деменции органического, шизофренического и эпилептического генеза;
грубые нарушения зрения, слуха, двигательной сферы (нуждающиеся в
специализированной помощи);
задержку психического развития (ЗПР – требующие занятий с дефектологом);
заболевания, которые являются противопоказаниями для зачисления в дошкольные
учреждения общего типа (официально подтвержденные документом).
4.10. Выпуск воспитанников из группы осуществляется после окончания срока
коррекционно-логопедического обучения и проведения ПМПк ДОУ.
4.12. Отчисление воспитанника из группы осуществляется при расторжении договора
МБДОУ № 2 с. Некрасовка с родителями (законными представителями) воспитанника.
4.13. Договор с родителями (законными представителями) воспитанника может быть
расторгнут в следующих случаях:
• по достижению воспитанником школьного возраста;
• по заявлению родителей (законных представителей) воспитанника.
Источник: https://ohrana-tryda.com/node/4266
5. Организация деятельности педагогического персонала в логопедической группе
5.1. К работе с воспитанниками логопедической группы для детей с нарушениями речи
привлекаются следующие категории педагогических работников:
• воспитатель с обязательным прохождением курсов повышения квалификации по
работе с детьми, имеющими нарушения речевого развития;
• учитель-логопед;
• педагог-психолог;
• музыкальный руководитель;
• инструктор по физической культуре;
• тьютор.
5.2. Деятельность воспитателя логопедической группы направлена на создание оптимальных
условий для амплификации развития эмоционально-волевой сферы, познавательной,
двигательной активности, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его
оздоровления.
5.3. Особенности организации работы воспитателя логопедических групп:
• планирование (совместно с учителями-дефектологами) и проведение образовательной
деятельности с воспитанниками, имеющими нарушения речевого развития;
• соблюдение преемственности в работе с другими специалистами по выполнению
образовательной программы детей, имеющими нарушения речевого развития;
•
обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с учетом
рекомендаций специалистов;
• консультирование
родителей
(законных
представителей)
воспитанников
логопедической группы по вопросам воспитания ребенка в семье;
• ведение необходимой документации, определенной настоящим Положением.
5.4. Учитель-логопед является организатором и координатором коррекционно-развивающей
работы в условиях дошкольного образовательного учреждения.
5.5. Особенности организации работы учителя-логопеда в логопедической группе:
• осуществляет постановку диафрагмально-речевого дыхания;
• осуществляет коррекцию звукопроизношения, их автоматизацию, дифференциацию,
введение их в самостоятельную речь;
• способствует логопедизации режимных моментов и проведению непосредственной
образовательной деятельности (далее – НОД), а также практическому овладению
детьми навыками словообразования и словоизменения, что помогает личностному
росту воспитанника, формированию уверенного поведения, адаптации в обществе
сверстников, взрослых, а в дальнейшем – успешному обучению в образовательной
организации.
5.6. Деятельность педагога-психолога направлена на сохранение психического здоровья
каждого воспитанника группы.
5.5. В функциональные обязанности педагога-психолога входит:
• психологическое обследование воспитанников логопедических групп;
• проведение индивидуальной и подгрупповой коррекционно-психологической работы с
воспитанниками;
• проведение консультативной работы с родителями (законными представителями) по
вопросам воспитания ребенка в семье;
• осуществление преемственности в работе ДОУ и семьи;
• консультирование персонала логопедических групп;
• ведение необходимой документации, определенной настоящим Положением.
5.6. Деятельность музыкального руководителя направлена на развитие музыкальных
способностей, эмоциональной сферы и творческой деятельности воспитанников группы
компенсирующей направленности.
5.7. Особенности работы музыкального руководителя в логогруппах:
• взаимодействие со специалистами групп по вопросам организации совместной
образовательной деятельности всех детей, имеющим нарушения речевого развития;
• проведение образовательной деятельности с воспитанниками логопедической группы
(в
т.ч.
совместно
с
другими
специалистами:
учителем-логопедом,
педагогом-психологом, инструктором по физической культуре, тьютором и др.);
• проведение совместных праздников, развлечений, театрализованных представлений и
др.;
• консультирование родителей (законных представителей) по использованию в
воспитании ребенка музыкальных средств;
• ведение необходимой документации, определенной настоящим Положением.
5.8. Деятельность инструктора по физической культуре направлена на сохранение и
укрепление здоровья детей, имеющих нарушения речевого развития и их физическое развитие,
пропаганду здорового образа жизни.
5.9. В логопедической группе организация работы инструктора по физической культуре
предусматривает:
• проведение образовательной деятельности (в т.ч. совместно с другими специалистами)
с воспитанниками с учетом их психофизических возможностей и индивидуальных
особенностей;
• подготовку и проведение спортивных мероприятий, праздников, развлечений, досугов;
• оказание консультативной поддержки родителям (законным представителям) по
вопросам физического воспитания, развития и оздоровления ребенка в семье;
• регулирование (совместно с медицинскими работниками ДОУ) физической нагрузки
воспитанников;
• ведение необходимой документации, определенной настоящим Положением.
5.10. Деятельность тьютора в логопедической группе направлена на педагогическое
сопровождение воспитанников, имеющих речевые нарушения и воспитанников с ОВЗ,
инвалидностью, имеющих индивидуальные образовательные маршруты.
5.11. Особенности работы тьютора в логогруппах:
• ведение базы данных воспитанников ДОУ;
• контроль и сопровождение за разработкой индивидуальных образовательных
маршрутов;
• подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательной
деятельности;
• взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников в
разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов;
• осуществление педагогической поддержки воспитанников в проявлении ими
образовательных потребностей, интересов.
5.12. Педагогические работники несут ответственность:
• за организацию и качество коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими
нарушения речи;
• за качественное и своевременное выполнение всех закрепленных за ними функций и
задач;
• за полноту, достоверность и своевременность представляемой информации;
• за правильность разработки и осуществления мероприятий, направленных на решение
конкретных вопросов деятельности;
• за рациональную организацию труда, правильность применения положений, тех или
иных инструктивных документов дошкольного образовательного учреждения.
6. Перечень документации специалистов логопедической группы
6.1. Документами, регулирующими деятельность МБДОУ № 2 с. Некрасовка, в
логопедической группе являются:
• настоящее Положение;
• протоколы
или
выписки
из
протоколов
территориальной
психолого-медико-педагогической комиссии по зачислению детей в группу;
• разрешение на обследование речевого развития воспитанников МБДОУ № 2 с.
Некрасовка учителем-логопедом (см. Приложение 4);
• заявления родителей (законных представителей) о зачислении детей в логопедическую
группу (подаются на имя заведующего);
• список детей, зачисленных в логогруппу;
• должностные инструкции педагогических работников логопедической группы.
6.2. Документация учителя-логопеда:
• речевые карты на каждого ребенка, зачисленного в логопедическую группу;
• рабочая программа коррекционно-образовательной работы учителя-логопеда МБДОУ
№ 2 с. Некрасовка;
• перспективные планы коррекционно-развивающей работы на учебный год в
соответствии с возрастом и характером речевого нарушения воспитанников;
• календарные планы фронтальных, индивидуальных и подгрупповых занятий;
• лист занятости воспитанников группы (см. Приложение 5);
• индивидуальные планы (маршруты) речевого развития на каждого ребенка,
зачисленного в логопедическую группу МБДОУ № 2 с. Некрасовка (см. Приложения
6,7,8);
•
журнал посещаемости детьми коррекционных (индивидуальных и подгрупповых)
занятий;
• расписание занятий;
• отчет учителя-логопеда о результативности коррекционной работы за учебный год;
• паспорт логопедического кабинета;
• график работы учителя-логопеда;
• материалы диагностики речевого развития (таблицы результатов логопедического
обследования) и освоения содержания программы детьми, зачисленными в
логопедическую группу МБДОУ № 2 с. Некрасовка (в том числе, с адаптированной
образовательной программой);
• журнал взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы.
6.3. Форма ведения основной документации группы определяется учителем-логопедом
самостоятельно.
6.4. Документация воспитателя логопедической группы:
• рабочая программа образовательной деятельности;
• мониторинг образовательной деятельности воспитанников;
• результаты педагогической диагностики.
В конце учебного года воспитатель участвует в составлении характеристики на каждого
воспитанника группы и аналитического отчета по результатам коррекционно-развивающей
работы.
6.5. Документация педагога-психолога:
• карта психологического обследования воспитанников, имеющих речевые нарушения;
• годовой перспективный план работы педагога-психолога;
• заключение по результатам проведенного психолого-диагностического обследования;
• журнал консультаций педагога-психолога;
• карта психолого-медико-социальной помощи воспитанника;
• рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей логопедической
группы;
• аналитический отчет о работе педагога-психолога.
6.6. Документация музыкального руководителя логогруппы:
• рабочая программа музыкального руководителя;
• план организации досуговой деятельности детей;
• результаты педагогической диагностики воспитанников;
• аналитический отчет о результатах работы за год.
6.7. Документация инструктора по физической культуре:
• рабочая программа инструктора по физической культуре;
• план организации досуговой деятельности воспитанников;
• результаты педагогической диагностики;
• аналитический отчет о результатах работы за год.
6.8. Документация тьютора логопедической группы:
• программа тьюторского сопровождения;
• индивидуальные образовательные маршруты воспитанников, имеющих речевые
нарушения и воспитанников с ОВЗ;
• материалы мониторинга образовательных результатов и эффектов индивидуализации
образования воспитанников.
7. Руководство работой логопедической группы
7.1. Непосредственно руководство работой логопедической группы осуществляется
заведующим дошкольным образовательным учреждением.
7.2. Контроль над работой логопедической группы осуществляется заведующим дошкольным
образовательным учреждением, а также городской (районной) ПМПк.
7.3. Повышение уровня профессиональной квалификации, обмен опытом логопедической
работы осуществляется на городском (районном) методическом объединении
учителей-логопедов (2 раза в год).
8. Материально-техническая база и финансовое обеспечение логопедической группы
8.1. Логопедическая группа размещается в помещении детского сада, отвечающем
санитарно-гигиеническим нормам.
8.2. Логопедическая группа оборудуется инвентарем, пособиями согласно требованиям по
организации образовательной деятельности.
8.3. Для индивидуальной и групповой работы выделяется логопедический кабинет и
специально оборудованный логопедический уголок в групповой комнате.
8.4. Логопедический кабинет обеспечивается специальным оборудованием.
8.5. На администрацию дошкольного образовательного учреждения возлагается
ответственность за оборудование логопедического кабинета, его санитарное состояние и
ремонт.
8.6. Логопедический кабинет финансируется дошкольным образовательным учреждением, на
базе которого он создан.
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, принимается на
Педагогическом совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего
дошкольным образовательным учреждением.
9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящий локальный нормативный акт,
оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством
Российской Федерации.
9.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.9.1. настоящего Положения.
9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов)
в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.
Речевая карта (5-7 лет)
Приложение 1
(для логопедических занятий в ДОУ)
Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка_________________________________________________________________
Дата рождения_______________________________________________________________________
Домашний адрес______________________________________________________________________
Номер ДОУ__________________________________________________________________________
Номер группы________________________________________________________________________
Дата зачисления на логопедические занятия_______________________________________________
Диагноз_____________________________________________________________________________
Сведения о родителях
Мать (Ф.И.О., возраст, место работы)____________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Отец (Ф.И.О., возраст, место работы)____________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Общий анамнез
Протекание беременности и родов (резус – конфликт, токсикоз, инф. заболевания______________
____________________________________________________________________________________
Вскармливание (естественное (до какого возраста), искусственное)___________________________
Перенесенные ребёнком заболевания до 3 лет_____________________________________________
____________________________________________________________________________________
Речевое развитие ребёнка (медленно, постепенно, быстро) __________________________________
Состояние артикуляционного аппарата (подчеркнуть)
Губы: нормальное строение, толстые, тонкие, хейлоскиз (расщелина), прохейлия (увеличение верхней
губы)
Зубы: нормальное строение, редкие, кривые, вне челюстной дуги, мелкие, крупные, нарушение
зубного ряда
Прикус: ортогнатический (норма), прогнатия (верхний зубной ряд выступает вперёд), прогения
(нижний зубной ряд выступает вперёд), прямой (фронтальные резцы не перекрывают друг друга),
перекрёстный (смещение челюстей относительно друг друга), открытый (отсутствие смыкания между
зубными рядами), сужение челюстей, микрогения (малые размеры нижней челюсти)
Твёрдое нёбо: нормальное строение, палатосхиз (расщелины нёба), послеоперационные рубцы,
высокое (готическое, куполообразное, глубокое), узкое
Мягкое нёбо: нормальное строение, длинное, короткое, с послеоперационными рубцами,
субмукозная щель, раздвоенное
Язык: нормальное строение, макроглоссия, микроглоссия, длинный, короткий, широкий, узкий,
массивный, гипертрофия корня языка, раздвоенный, укороченная подъязычная связка
Примечания:
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Объективные данные о состоянии здоровья
Неврологический статус (невропатолог) ___________________________________________________
Состояние слуха (отоларинголог) _________________________________________________________
Состояние зрения (окулист) ______________________________________________________________
Состояние интеллекта (психоневролог)_____________________________________________________
Общее состояние здоровья (педиатр)_______________________________________________________
Общее развитие ребенка (подчеркнуть): соответствует возрасту, в пределах возрастной нормы, не
соответствует возрасту.
Общее звучание речи
Показатели
Разборчивость
Темп и ритм
Дыхание
Голос
Паузация и интонация
Первичная
диагностика
Вторичная
диагностика
Разговорно-описательная беседа
Как тебя зовут? _________________________________________________________________________
Сколько тебе лет? _______________________________________________________________________
Где ты живешь? _________________________________________________________________________
Ты мальчик или девочка? _________________________________________________________________
Как зовут маму? _________________________________________________________________________
Как зовут папу? _________________________________________________________________________
У тебя есть домашние питомцы? ___________________________________________________________
Кто приводит тебя в сад? _________________________________________________________________
Вывод: Понимание речи: ________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Состояние звукопроизношения
Звуки
(б)- (п) (бь)-(пь)
(в)-(ф) (вь)-(фь)
(д)-(т) (дь)-(ть)
(к)-(г) (кь)-(гь)
(м)-(мь) (н) (нь)
(й)
(с)
(сь)
(з)
(зь)
(ц)
(ш)
(ж)
(щ)
(ч)
(л)
(ль)
(р)
(рь)
Характер произношения звуков
Первичная диагностика
Вторичная диагностика
изолировано
в слове
в слоге
изолировано
в слове
Выводы:
(Произношение звуков нормальное, отмечается антропофонический дефект
Фонологический дефект (отсутствие звука, замена, смешение произношения).
Мономорфное, полиморфное нарушение).
в слоге
(искажение).
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Фонематический слух
Воспроизведение слоговых рядов:
па-та-на
та-та-тя
па-ба-па
га-ка-га
да-та-да
Воспроизведение слов-паронимов:
кости – гости
крыша – крыса
уточка – удочка
суп – зуб
бочка - почка
Первичная
диагностика
Вторичная
диагностика
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
Выводы: (Фонематический слух в норме, недоразвитие)
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Фонематический анализ
Выделение гласного звука в начале
слове:
Аист
Утка
Облако
Удочка
Иглы
Выделение согласного звука в слове:
Трава
Кошка
Мох
Воробей
Дым
Выделение последнего звука в слове:
Мак
Ключ
Танк
Стул
Дом
Определение последовательности и
количества звуков в слове.
Назвать звуки по-порядку:
Мак
Суп
Лук
Каша
Лампа
Первичная
диагностика
Вторичная
диагностика
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
Выводы: (Фонематический анализ сформирован / недостаточно / не сформирован)
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Фонематический синтез
Составление слов из звуков, данных
в нормальной последовательности:
[м]; [а]; [к]:
[д]; [о]; [м]:
[р]; [у]; [к]; [а]:
[к]; [а]; [ш]; [а]:
[п] ; [о]; [ч]; [к]; [а]:
Составление слов из звуков, данных
в нарушенной последовательности:
[м]; [к]; [а]:
[о] ; к] ;[т]:
[у]; [ш]; [а]; [б]:
[а]; [м]; [м]; [а]:
[а] ; [м] ; [р] ; [к]; [а]:
Первичная
диагностика
Вторичная
диагностика
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
Фонематические представления
Подобрать слово на заданный звук:
[с] [ж] [з] [ш] [л] Отобрать картинки с заданным
звуком:
[с] [з] [ж] [л] [ш] [щ] -
Первичная
диагностика
Вторичная
диагностика
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова
Изолированные слова:
помидоры _______________________
милиционер _______________________
аквариум _______________________
температура _______________________
сковорода_______________________
лекарство _______________________
свисток _______________________
подснежник _______________________
скворечник _______________________
Предложения:
Мальчики слепили снеговика. _____________________________________________________
Водопроводчик чинит водопровод. _________________________________________________
Волосы подстригают в парикмахерской. _____________________________________________
Милиционер регулирует движение. _________________________________________________
Самолет приземляется в аэропорту на аэродроме. _____________________________________
Экскурсовод проводит экскурсию. __________________________________________________
Выводы: (Звуко-слоговая структура слова: (не нарушена, нарушена))
_______________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Исследование понимания речи
1. Пассивный словарь. (Точность понимания значения слов)
Покажи где кукла, стол, зайчик, и т.д. ________________________________________________
2. Понимание различных грамматических форм словоизменения.
Дифференциация предложно-падежных конструкций, с предлогами в – из , на –с , под – из-под:
Возьми линейку с пенала, из пенала, из-под пенала. ____________________________________
Положи карандаш в пенал, на пенал, из-под пенала. ___________________________________
3. Дифференциация форм словообразования.
Дифференциация уменьшительно-ласкательных существительных:
Дом-домик _________________________
Одеяло-одеяльце ____________________
Замок-замочек ______________________
Стул-стульчик ______________________
Дифференциация существительных с суффиксом –инк-:
Виноград-виноградинка ______________
Бусы-бусинка _______________________
Дифференциация глаголов с различными приставками:
Шел , ушел , вышел , перешел , зашел , отошел ______________
4. Понимание словосочетаний простых предложений.
Словосочетания: (покажи)
ключом карандаш _______ дочка мамы ______________
ключ карандашом_________
мама дочки_______________
где собака хозяина _________
где хозяин собаки _________
Простые и распространённые предложения: (покажи картинку)
Девочка рвет цветы. _________________
Девочка играет в мячик. ______________
Девочка убирает в комнате. ___________
Вопросительные предложения:
Кого ловит девочка? _____________
Чем девочка ловит бабочку?_______
Кто ловит бабочку? ______________
Выводы: (Импрессивная речь сформирована, сформирована недостаточно)
_______________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи
Активный словарь
Обобщающие понятия (назвать одним словом группу предметов)
Овощи _____________
животные_____________
игрушки_____________
посуда _____________
транспорт _____________
мебель _____________
Существительные обозначающие части тела. Части предметов.
Части тела: голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот, шея и др.__________________________
Части одежды: рукав, воротник, пуговица____________________________________________
Части предметов мебели: спинка, ножка, сиденье______________________________________
Части автомобиля: дверца, колеса, руль, кабина_______________________________________
Части тела: локоть, колено, пальцы, ноготь___________________________________________
Части предметов одежды: воротник, манжета, петля___________________________________
Части автомобиля: кузов, кабина, фары, мотор________________________________________
Части окна: рама, подоконник, стекло________________________________________________
Название профессий___________________________________________________________
Глагольный словарь
Употребление глаголов при ответах на вопросы
Что ты делаешь в течение дня?______________________________________________________
Кто как передвигается?____________________________________________________________
Кто как кричит?__________________________________________________________________
Кто какие звуки издает?___________________________________________________________
Кто что делает? (с использованием названий профессий)_______________________________
Подбор антонимов
добро – ________________________________
высокий _____________________________
широкий- ______________________________
горе - _________________________________
легкий - ______________________________
друг - __________________________________
поднимать -_____________________________
хороший _____________________________
давать -________________________________
большой - _____________________________
Состояние словоизменения
Употребление формы родительного падежа множественного числа существительных
(Много чего?):
шар - _________________________________
береза - _______________________________
дерево - _______________________________
мяч - __________________________________
стол _________________________________ чашка - ________________________________
лист - _________________________________
ключ - _________________________________
дом - _________________________________
книга - _________________________________
Согласование прилагательных с существительными в единственном числе
(Назвать цвет предметов):
шар -____________________________________
машина -_________________________________
ведро - __________________________________
мяч - ____________________________________
Употребление словосочетаний – числительных два и пять с существительными:
дом -__________________________________
кукла - _________________________________
шар - __________________________________
карандаш - ___________________________
ключ -___________________________________
Состояние словообразования.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
(Как назвать маленький предмет?)
стол - ___________________________
кукла - _________________________
шкаф - _________________________
Гриб - __________________________
лиса - _________________________
лист - _________________________
Образование названий детенышей животных.
у зайца - ____________________________ у медведя - ______________________________
у собаки - ___________________________ у волка - ________________________________
у коровы - __________________________ у лошади -_______________________________
Образование прилагательных от существительных
относительных прилагательных (из чего сделано?):
дерево -_____________________________
резина - ___________________________________
бумага - ____________________________ металл -____________________________________
солома -____________________________ снег - _____________________________________
притяжательных прилагательных (чей? чья? чье?):
сумка мамы – __________________________ кофта бабушки - _________________________
лапа медведя –___________________________газета папы - ___________________________
Образование приставочных глаголов
(Что делает мальчик?):
Ходит – уходит – входит – переходит________________________________________________
Бежит – убегает – выбегает – вбегает – перебегает______________________________________
Образование глаголов совершенного вида
рисовал – _____________________________
писал – _______________________________
Состояние связной речи
Предлагается пересказ (для детей 4-5 лет)___________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Рассказ по серии сюжетных картинок (для детей 6 лет)________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Выводы: (активный словарный запас: соответствует возрасту, ограничен, резко ограничен; имеются
(не имеются нарушения) согласования и управления (аграмматизм). Связная речь сформирована
достаточно. Недостаточно сформирована)__________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Логопедическое заключение: ____________________________________________________________
«_____»_________________202___ года
Логопед: _______________________________
ФИО/подпись
Приложение 2
Согласие родителя (законного представителя) воспитанника
на проведение логопедической диагностики ребенка
Заведующему дошкольным
образовательным учреждением
Согласие родителя (законного представителя)
воспитанника на проведение
логопедической диагностики ребенка
Я, ________________________________________________________________________,
ФИО родителя (законного представителя) воспитанника
являясь родителем (законным представителем) __________________________________
________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(ФИО, группа, в которой обучается ребенок, дата (дд.мм.гг.) рождения)
выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего ребенка.
“__” ____________ 202_ г. /_____________/__________________________________
(подпись)
(расшифровка подписи)
Приложение 3
Согласие родителя (законного представителя) воспитанника
для зачисления ребенка в логопедическую группу
Заведующему дошкольным
образовательным учреждением
____________________________
____________________________
____________________________
Я, ________________________________________________________________________,
ФИО родителя (законного представителя) воспитанника
с целью оказания логопедической помощи в устранении нарушения речи прошу зачислить
моего ребенка ______________________________________________________________
(ФИО, дата рождения)
в логопедическую группу ДОУ________________________________________________
с ____________________ 202__г.
Обязуюсь:
1. Информировать ДОУ о предстоящем отсутствии ребенка, его болезни.
2. Создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития ребенка. 3.
Взаимодействовать с учителем-логопедом логопедической группы по преодолению речевых
нарушений ребенка.
Согласен (а) на проведение обследования речи ребенка в моем присутствии / без моего
присутствия (нужное подчеркнуть) в количестве, необходимом для определения
образовательного маршрута / для отслеживания динамики речевого развития в течение
учебного года (нужное подчеркнуть).
Проведение обследования доверяю учителю-логопеду
_________________________________________________________________________________________
(ФИО)
"__" ____________ 202_ г. /_____________/__________________________________
(подпись)
(расшифровка подписи)
Приложение 4
Разрешение на обследование детей группы № ____
учителем-логопедом ____________________________________________________________
(ФИО)
Дата «____________» ______________________ 202___г.
№
п/п
ФИО воспитанника
ФИО родителя
(законного представителя)
Подпись
(согласие на
обследование ребенка)
Приложение 5
Лист занятости воспитанников логопедической группы на 202__ - 202__ гг.
Логопедическая группа ___________________________________________________________
Учитель-логопед_________________________________________________________________
№
п/п
ФИО
воспитанника
Групповые занятия
(продолжительность в
минутах)
ПН ВТ СР ЧТ ПТ
Индивидуальные занятия
(продолжительность в
минутах)
ПН ВТ СР ЧТ ПТ
Всего
занятий
Приложение 6
Индивидуальный маршрут развития воспитанника
ФИО воспитанника _____________________________________________________________
Дата рождения __________________
Дата обследования _______________
Группа _____________
Психологическое обследование ___________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Рекомендации родителям _________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Рекомендации педагогам _________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Логопедическое обследование ____________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Рекомендации родителям _________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Рекомендации педагогам _________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
С рекомендациями ознакомлены:
Мать_________________________________________________ «__» ____________202__г.
Отец_________________________________________________ «__» ____________202__г.
Педагог ______________________________________________ «__» ____________202__г.
Приложение 7
Индивидуальный маршрут сопровождения
_______________________________________________________________________________
(ФИО воспитанника)
«+» – положительная динамика
«–» – отрицательная динамика
«0» – незначительная динамика
Подпись воспитателя________________
Подпись специалиста_______________
итог
Май
Апрель
Март
Февраль
Январь
Декабрь
Ноябрь
Октябрь
Направление работы
(проблемы развития)
Сентябрь
посещающего логопедическую группу ДОУ _________________________________________
____________________ 202___-202___ учебный год.
Воспитатель ____________________________________________________________________
Специалист _____________________________________________________________________
Приложение 8
Индивидуальный маршрут сопровождения
_______________________________________________________________________________
(ФИО воспитанника)
посещающего логопедическую группу ДОУ _________________________________________
____________________ 202___-202___ учебный год.
Образовательная область
Начало учебного
года
Середина учебного
года
Конец учебного
года
Социально-коммуникативное
развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое
развитие
Динамика коррекционно-развивающей работы _______________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Рекомендовано __________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Педагог-психолог________________________________________________________________