Положение об организации коррекционной работы в ДОУ

2. Цель, задачи и содержание коррекционной работы в ДОУ
2.1. Целью коррекционной работы в дошкольном образовательном учреждении является
создание целостной системы по выявлению, преодолению и своевременному
предупреждению речевых нарушений у воспитанников ДОУ, обеспечивающей оптимальные
педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи детей (первичного
характера), в освоении ими дошкольных образовательных программ и подготовка
воспитанников к успешному обучению в образовательной организации.
2.2. Основу коррекционной работы составляют следующие принципы:
• коррекционная работа включается во все направления деятельности ДОУ;
• содержание коррекционной работы – это психолого-медико-педагогическое
сопровождение детей с ОВЗ, направленное на коррекцию и компенсацию отклонений в
физическом и (или) психическом развитии воспитанников;
• все специалисты ДОУ осуществляют коррекционную работу.
2.3. Содержание коррекционной работы обеспечивает:
• выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
• осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической
помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей
психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПк);
• возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья
образовательной программы и их интеграция в ДОУ.
2.4. Коррекционная работа направлена на:
 обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий воспитанников с
ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении образовательной
программы;
 освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательной
программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
2.5. Коррекционная работа для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,
осваивающих образовательную программу в группах комбинированной и компенсирующей
направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями),
должна учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности
каждой категории воспитанников.
2.6. Коррекционная работа оказывается воспитанникам с ОВЗ на логопедических пунктах
дошкольного образовательного учреждения.
2.7. Логопедический пункт (далее - логопункт) открывается заведующим ДОУ при наличии
соответствующих
нормативно-правовых,
материально-технических,
программно-методических и кадровых условий с целью раннего выявления и преодоления
отклонений в развитии устной речи детей дошкольного возраста.
3.
Система
комплексного
психолого-медико-педагогического
сопровождения
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ
3.1. Для получения качественного образования в ДОУ детьми с ограниченными
возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции
нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на
основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих
детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени
способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих
воспитанников, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с
ограниченными возможностями здоровья.
3.2. Условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья
определяются в заключении психолого-медико-педагогической комиссии.

3.3. Для коррекционной работы с воспитанниками с ОВЗ, осваивающими образовательную
программу совместно с другими детьми в группах комбинированной направленности,
должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально
ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
3.4. Логопедическая группа воспитанников с ОВЗ оснащена необходимым оборудованием,
учебно-наглядными пособиями с учётом специфики коррекционной работы, в группе имеется
оборудованный логопедический кабинет.
4. Комплектование групп для проведения коррекционной работы для воспитанников с
ОВЗ
4.1. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья может быть
организовано как совместно с другими детьми, так и в отдельных группах, а также в
отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
4.2. На коррекционные логопедические занятия зачисляются дети, имеющие:
• общее недоразвитие речи (1, 2, 3, 4 уровни речевого развития);
• фонетико-фонематическое недоразвитие речи;
• фонетическое недоразвитие речи;
• нарушение звукопроизношения - фонетический дефект;
• заикание, и другие категории воспитанников с ОВЗ и дети-инвалиды, с нарушениями
речевого развития.
4.3. Основанием для зачисления ребенка на коррекционные логопедические занятия
является
заявление
родителя
(законного
представителя)
и
заключение
психолого-медико-педагогической комиссии либо заключение психолого-педагогического
консилиума (ППк) ДОУ. Зачисление проводится в течение учебного года при наличии
свободных мест.
4.4. Очередность для зачисления детей на коррекционные логопедические занятия
формируется с учетом возраста ребенка и степени тяжести речевых нарушений.
4.5. По мере необходимости в течение учебного года учитель-логопед выводит детей из
логопедических занятий и заменяет их другими.
Отчисление детей проводится по приказу заведующего ДОУ по следующим основаниям:
• по заявлению родителей (законных представителей);
• по
решению
психолого-медико-педагогического
консилиума
дошкольного
образовательного учреждения в связи с преодолением речевых нарушений, явившихся
основанием для зачисления на коррекционные логопедические занятия.
4.6. Количество воспитанников в группах компенсирующей направленности не должно
превышать:
• для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в
возрасте старше 3 лет;
• для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи - 12 воспитанников в
возрасте старше 3 лет;
• для глухих детей - 6 детей для обеих возрастных групп;
• для слабослышащих детей - 6 детей в возрасте до 3 лет и 8 детей в возрасте старше 3
лет;
• для слепых детей - 6 детей для обеих возрастных групп;
• для слабовидящих детей - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет;
• для детей с амблиопией, косоглазием - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте
старше 3 лет;
• для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 6 детей в возрасте до 3 лет и
8 детей в возрасте старше 3 лет;
• для детей с задержкой психоречевого развития - 6 детей в возрасте до 3 лет;
• для детей с задержкой психического развития - 10 детей в возрасте старше 3 лет;

•
•

для детей с умственной отсталостью легкой степени - 10 детей в возрасте старше 3 лет;
для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени - 8 детей в возрасте
старше 3 лет;
• для детей с расстройствами аутистического спектра - 5 детей для обеих возрастных
групп;
• для детей со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями
развития) - 5 детей для обеих возрастных групп.
4.7. Количество детей в группах комбинированной направленности не должно превышать:
• в возрасте до 3 лет - не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными
возможностями здоровья;
• в возрасте старше 3 лет, в том числе:
• не более 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью
умеренной, тяжелой степени, или с расстройствами аутистического спектра, или детей
со сложным дефектом,
• не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и
(или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые
нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени,
• не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития,
детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи.
4.8. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий:
• для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПк с рекомендацией об обучении
по адаптированной образовательной программе дошкольного образования,
определяется выраженностью речевого нарушения и требованиями адаптированной
образовательной программы дошкольного образования и составляет не менее двух
логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и
индивидуальных занятий);
• для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПк с рекомендациями об
оказании психолого-педагогической помощи детям, испытывающим трудности в
освоении образовательных программ дошкольного образования, развитии и
социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом),
определяется выраженностью речевого нарушения и составляет не менее двух
логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и
индивидуальных занятий);
• для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи,
выявленный по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме
групповых и (или) индивидуальных занятий) в соответствии с программой
психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной
дошкольным образовательным учреждением.
4.9. Срок коррекционного обучения ребенка зависит от степени сложности речевого
нарушения, индивидуально-личностных особенностей и составляет:
• 3-6 месяцев - для детей с фонетическим дефектом (более 6 месяцев - для детей с
фонетическим дефектом, обусловленным дизартрическими нарушениями речи и
другими сложными состояниями речи);
• 1 год - для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (далее ФФН),
фонематическим недоразвитием при различных формах речевой патологии и ОНР (IV
уровень речевого развития);
• от 2 до 3 лет - для детей с общим недоразвитием речи (далее ОНР) при различных
формах речевой патологии;
• 1 - 2 года - для детей с заиканием.
4.10. В случае невозможности оказания коррекционной помощи по устранению дефектов
речи ребенку из-за тяжести физических и психических нарушений он может быть направлен с
Источник: https://ohrana-tryda.com/node/4268

согласия родителей (законных представителей) на психолого-медико-педагогическую
комиссию для получения рекомендаций по выбору дальнейших направлений
коррекционно-педагогической помощи. В случае отказа родителей (законных представителей)
ребенка от рекомендованной специалистами ПМПк дальнейшей образовательной траектории,
учитель-логопед не несет ответственности за полное устранение речевого дефекта.
5. Участники коррекционно-образовательной деятельности в группе для детей с ОВЗ
5.1. Участниками коррекционно-образовательных отношений дошкольного образовательного
учреждения являются:
• ребенок с ОВЗ;
• родители (законные представители) воспитанника;
• учитель-логопед;
• воспитатель;
• педагог-психолог;
• музыкальный руководитель;
• инструктор по физической культуре;
• учитель-дефектолог;
• тьютор.
5.2. В ДОУ воспитанникам гарантируются охрана нервно-психического физического здоровья,
обеспечение спокойной и доброжелательной атмосферы жизнедеятельности детей,
содействие в естественном и своевременном развитии речи и коррекции её недостатков.
5.3. Родители (законные представители) имеют право защищать законные права и интересы
детей, принимать участие в деятельности ДОУ в соответствии с его Уставом, знакомиться с
материалами обследования речи детей, характером коррекционных методов их обучения.
5.4. Педагоги ДОУ интегрировано осуществляют комплекс мероприятий по диагностике и
коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ, и консультируют их родителей (законных
представителей) по вопросам развития речи.
5.5. Специалисты детского сада проводят занятия строго по расписанию, утверждённому
заведующим дошкольным образовательным учреждением.
5.6.
Основным,
ведущим
специалистом,
проводящим
и
координирующим
коррекционно-образовательную работу в группе с ОВЗ, является учитель-логопед.
5.7. Коррекционно-воспитательные задачи, которые педагоги, работающие с детьми с
речевыми нарушениями, решают совместно:
• формирование положительных навыков общего и речевого поведения, умения
пользоваться вербальными способами общения;
• исправление ошибок в речи воспитанников;
• стимулирование речевой активности, формирование навыков пользования
самостоятельной речью;
• обогащение словаря, уточнение лексических и грамматических значений слов;
• развитие восприятия речи на занятиях и в повседневной жизни;
• консультирование родителей (законных представителей);
• обеспечение овладения программным материалом с учетом индивидуальных
особенностей и возможностей воспитанников.
Источник: https://ohrana-tryda.com/node/4268

6. Материально-техническое обеспечение помещения для логопедических занятий
6.1. Для проведения коррекционной логопедической работы с детьми с ОВЗ
предусматривается помещение, отвечающее действующим санитарно-гигиеническим
требованиям.
6.2. Помещение для занятий обеспечивается специальным оборудованием и
дезинфицирующими растворами для обработки инструментов и рук.
6.3. Ответственность за оборудование помещения для занятий, его санитарное состояние и
ремонт возлагается на администрацию ДОУ.

7. Заключительные положения
7.1. Настоящее Положение об организации коррекционной работы в ДОУ является локальным
нормативным актом, принимается на Педагогическом совете и утверждается (либо вводится в
действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в данное Положение, оформляются в письменной
форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
7.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.7.1 настоящего Положения.
7.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов)
в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».