ПРОЕКТ Гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста Юный кадет

Содержание

1.Паспорт проекта...............................................................................................2
2.Актуальность (проблема)................................................................................4
3.Анализ среды (внешней и внутренней)..........................................................5
4.Цели и задачи проекта......................................................................................6
5.Участники и их роль в реализации проекта.................................................7
6.Ресурсы............................................................................................................8
7.Механизм реализации проекта......................................................................9
8.План реализации проекта...............................................................................10
9.Ожидаемые результаты. Критерии оценки эффективности.......................13
10. Перспективы дальнейшего развития проекта...........................................13
11.Список литературы.......................................................................................14
12.Приложение ………......................................................................................15
Название проекта
Тема проекта
Место
реализации
проекта
Проблема, на решение
которой
направлен
проект
Цель проекта

Задачи проекта

1. Паспорт проекта
«Юный кадет»
Детское объединение «Юный кадет», как одна из форм
гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного
возраста
МБДОУ детский сад № 2 с. Некрасовка Хабаровского края в
Хабаровском районе, группа №11
создание педагогического процесса по гражданскопатриотическому воспитанию в ходе организации детского
объединения «Юный кадет»
Формирование позитивных установок в воспитании
гражданственности, патриотизма, развитие социальноэмоционального интеллекта в изучении фактов истории
родной страны, края, города, села.
- создание условий для развития активной
жизненной позиции, чувства гордости и ответственности за
судьбу Отечества и свое будущее;
- воспитание у ребенка чувства гражданственности,
любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду;
-воспитание уважения к труду;
-развитие интереса к традициям и промыслам народов
России;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России, знакомство
детей с символами государства, республики (герб, флаг,
гимн);
- воспитывать уважения к Российской Армии, чувство
гордости за мужество и героизм наших воинов, чтить память
погибших в Великой Отечественной войне;
- сформировать желание у детей и родителей принимать
участие в мероприятиях патриотического воспитания.
Долгосрочный – на 3 года (август 2023 – май 2026 года)

Сроки
реализации
проекта
Ожидаемые результаты
У детей:
-сформированы представления о семейных ценностях; о
духовных и нравственных ценностях; о ценностном
отношении к здоровому образу жизни, к труду, к результатам
труда и к окружающему нас миру;
1

- воспитание у ребенка чувства гражданственности, любви и
привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, к
родному городу, стране;
- осознание патриотического чувства в формировании
взаимоотношений с взрослыми и сверстниками
- проявление благодарности, заботы и внимания по
отношению
к
родителям,
и
взрослым
наставникам, повышение значимости семьи в своей жизни;
- знакомы с историей и культурой своей страны, традициями
и промыслами;
- развиты чувства ответственности и гордости за достижения
страны;
- имеют желание самоотверженно служить на благо
Родины,быть полезным своей Родине
- развита физическая активность;
У родителей:
активизация
участия
совместно
с
детьми
в
жизнедеятельности ДОУ, в игровой и творческой
деятельности гражданско-патриотического воспитания
- проявление позиции активных участников воспитательнообразовательного процесса
У педагогов:
- поиск методов, приёмов и форм управления развитием
гражданско-патриотического воспитания детей, а также
профилактики патриотического чувства у родителей;
- разработка бесед с детьми на нравственно-патриотические
темы;
- организация детского движения «Юный кадет», как модель
гражданско-патриотического взаимодействия педагогов,
родителей воспитанников.
2. Актуальность
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из самых
актуальных задач нашего времени. Дошкольные образовательные учреждения, являясь
начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое
представление об окружающем мире, отношение к родной природе, своему Отечеству.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и
длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной
стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идет
переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и
гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей
государственной важности. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными,
национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие
черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.
Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в
детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения
отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего
поколения, любви к своей Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие
годы. С введением в действие ФГОС дошкольного образования, произошли существенные
изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания
образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного
возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
2

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:
- обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и
развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и
культурному наследию народов России;
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства,
способных к социализации в условиях гражданского общества;
Государственная и общественная потребность в гражданско-патриотическом
воспитании зафиксирована и в государственной политике нашей страны. Патриотическое
воспитание определяется как систематическая и целенаправленная деятельность органов
государственной власти и организацией по формированию у граждан высокого
патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению
гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Исходя из выявленных противоречий в современной теории и практике
гражданско-патриотического воспитания, определена следующая проблема: создание
непрерывного педагогического процесса по гражданско-патриотическому воспитанию в
рамках преемственности детского сада.
Патриотизм - сложное человеческое чувство. Это любовь к родным и близким
людям, к детскому саду, к родному селу и к родной стране. Поэтому важно еще до школы
сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей
Родины, интерес к ее изучению в будущем.
Сегодня, к сожалению, материальные ценности доминируют над духовными.
Ничто не должно стать причиной приостановки патриотического воспитания
подрастающего поколения. Возрождение духовно-нравственного
воспитания – это шаг к процветанию России.
Ведущая идея опыта состоит в выявлении, теоретическом и экспериментальном
обосновании педагогических условий эффективности гражданско-патриотического
воспитания дошкольников; в целенаправленности и системности работы воспитателя,
повышающего уровень патриотического и духовно-нравственного развития личности,
обеспечивающего целостность всего воспитательного процесса.
3. Анализ среды (внешней и внутренней)
Политическая среда. Мы живём в селе Некрасовка Хабаровского района. В
нашем селе недалеко от нашего детского сада имеются две средние школы - № 1 и № 2,
где учатся братья и сёстры наших воспитанников. В данных школах функционируют, уже
много лет, ВПО (военно-патриотические объединения) «Беркут» и «Звезда». В целях
соблюдения преемственности со школой в детском саду № 2 с. Некрасовка создаётся
кадетская группа.
С. Некрасовка находится недалеко от г. Хабаровска. В городе Хабаровске
осуществляется целенаправленная работа по патриотическому воспитанию детей и
молодежи. Создана сеть учреждений, клубов и общественных объединений, деятельность
которых направлена на воспитание гражданственности и патриотизма, включающая 83
общеобразовательных учреждения, 17 учреждений среднего профессионального
образования, 22 учебных заведения высшего профессионального образования, 7
учреждений начального профессионального образования, 6 подростково-молодежных
клубов, 67 военно-патриотических клубов и объединений, 290 первичных организаций
Хабаровской городской организации Всероссийской общественной организации
ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов, 12
общественных организаций.
По состоянию на 01 декабря 2022 года, в городе Хабаровске действует 67 военнопатриотических клубов и объединений.
Ежегодно проводятся месячник патриотической работы, а также военно-спортивные игры,
конкурсы, акции и многое другое.
3

Воздействие внутренней среды (сильные и слабые стороны).
Наблюдения за детьми показывают, что дети очень активны, они проявляли
инициативу в общении, они очень любознательны, часто играют в войну. В связи с этим
хотелось бы направить их игры в нужное русло, привить им любовь к Родине, расширить
их представление о героическом прошлом русского народа. Некоторые воспитанники
группы очень любят рассказывать о старших сёстрах и братьях, занимающихся в военнопатриотических объединениях.
Задачи по нравственно-патриотическому воспитанию решаются на
непосредственно образовательной деятельности с детьми, в повседневной жизни и в
самостоятельной деятельности ребенка в ДОУ и в семье. Ещё детям нравится, когда это
происходит в группах, коллективах сверстников, где у всех одна цель, одинаковые
интересы и задачи, где вся работа проходит в тесном сотрудничестве воспитателей и
родителей. В настоящее время в процессе обучения стали активно создаваться детские
организации и движения. Так в нашем детском саду посоветовавшись с родителями, мы
решили экспериментально открыть кадетскую группу.
Анализ интересов воспитанников группы в детском саду показал, что у детей
наблюдается большая физическая активность, низкая заболеваемость, интерес к военной и
патриотической тематики, подражательность солдатам Российской Армии и интерес к
играм в солдаты. Что и привело к воспитанию гражданско-патриотических чувств, в ходе
игры в «Кадетов». В МБДОУ для этого были созданы все необходимые условия. Создан
был уголок «Моя Россия». Ежедневное поднятие флага на утреннем построении в
физкультурном зале, гимн (во время построения), герб, аудиозаписи, иллюстрации,
картины, литература. А самое главное у каждого юного кадета имеется своя кадетская
форма.
Методическое обеспечение в детском саду по нравственно-патриотическому
воспитанию богатое: учебно-методическая, подписные и периодические издания.
Много конспектов занятий и развлечений, сборники сказок по нравственнопатриотическому воспитанию.
4. Цель и задачи проекта
Цель – Формирование позитивных установок в воспитании гражданственности,
патриотизма, развитие социально-эмоционального интеллекта в изучении фактов истории
родной страны, края, города, села.
Задачи проекта:
- создание условий для развития активной жизненной позиции, обладающей
чувством гордости и ответственности за судьбу Отечества и свое будущее;
- воспитание у ребенка чувства гражданственности, любви и привязанности к
своей семье, дому, детскому саду;
-воспитание уважения к труду;
-развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России, знакомство детей с символами государства
(герб, флаг, гимн);
- воспитывать уважение к Российской Армии, чувство гордости за мужество и героизм
наших воинов, чтить память погибших в Великой Отечественной войне;
- сформировать желание у детей и родителей принимать участие в мероприятиях
патриотического воспитания.
Конечно, данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на НОД,
в играх, экскурсиях по городу, по социально-культурным объектам, в акциях, в проектах,
в труде, в беседах, рассматриванием картин, чтением художественных произведений, в
изобразительной деятельности.
4

В то же время детям очень нравится быть кадетами, носить звание «Юный кадет»,
совместные мероприятия с воспитанниками ВПО школ для них служат образцом для
подражания.
Особое место отводится специально организованным кадетским мероприятиям,
утренним и вечерним сборам, подготовке к кадетскому балу.
Именно такие методы работы воспитывают в ребенке не только патриотические
чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
5. Участники и их роль в реализации проекта:
Активные участники:
- физ.инструктор;
- воспитатели группы;
- родители воспитанников группы;
-старший воспитатель;
-педагоги.
Пассивные участники:
- дети, родители
Социальные партнёры:
- ВПО «Звезда» МБОУ СОШ №2 с. Некрасовка
Участники
Физ. инструктор
Владимировна

Функции
Светлана Разрабатывает
Реализует проект
Ведет мониторинг
Воспитатель Донцова Ольга Леонидовна
Реализует проект
Ведет мониторинг
Воспитанники
Активно участвуют в проекте
Родители
Получает информацию
Взаимодействует
с
воспитателем
и
физ.инструктором
Участвует вместе с детьми в совместных
мероприятиях
Муз. руководитель Сидорко Жанна Помогает с музыкальным сопровождением
Александровна
различных мероприятий.
Старший воспитатель Бирюкова Светлана Обеспечивает условия для реализации
Алексеевна
проекта: учебно-методическая литература,
подписные и периодические издания;
Конспекты
занятий
и
развлечений,
методички
по
нравственнопатриотическому воспитанию.
Видякина

6. Ресурсы
Необходимо

Условия
Нормативно-правовое:
1. ФЗ «ОБ образовании в РФ»
2. ФГОС ДО
3.
СП
2.4.3648-20
«СанитарноНеобходимо
эпидемиологические требования к организациям
изучить
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей
и
молодежи»,
утвержденными
постановлением Главного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28, СанПиН 1.2.3685-21
5

Имеется
+
+
+

Сроки

В
течение
года

«Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания»,
утвержденными
постановлением
Главного
санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2.
4.Образовательная программа МБДОУ № 2 с.
Некрасовка
Материально-технические:
1. Ноутбук
2. Музыкальные колонки
3. Атрибуты уголка «Моя Россия»
4. Кадетский флаг
5. Кадетская форма
Кадровые:
Старший воспитатель
Инструктор по физкультуре;
Воспитатели;
Педагог-Психолог;
Логопед;
Музыкальный руководитель;
Научно-методические:
1. Журналы
2. Энциклопедии
3.Пособия
4.Литература

+
+

+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
В
течении
года

Информационные:
Стенды;
Презентации.

+
+

Организационные:
Принятие в кадеты
Разработка программы

6

7. Механизм реализации проекта
Подготовительный этап
Основной этап
Заключительный этап
– постановка целей,
- утренние и вечерние
– Обобщение результатов
определение актуальности и построения кадетов (1 -2 раза работы (в форме
значимости проекта;
в неделю)
презентации) и их анализ
-изучение нормативно– ознакомление детей с
педагогом на педсовете,
правовых документов;
художественной
родительском собрании и
– подбор методической
литературой; военноконсультаций в уголке для
литературы для реализации патриотической литературой родителей.
проекта (журналы, статьи,
– проведение нравственно- - Передача опыта работы
рефераты и т.п.);
патриотических бесед;
следующей группе для
– подбор наглядно− работа с родителя
дальнейшего внедрения в
дидактического материала;
(разработка рекомендаций . образовательный процесс
художественной литературы, − проведение НОД;
организация развивающей
− проведение мероприятий;
среды в группе.
− рисование с детьми на
-Анкетирование родителей по военно-патриотическую
проблеме;
тематику;
-Составление, Устава кадетов, -оснащение предметноперспективных планов;
развивающей среды
- пошив кадетских форм
(пособиями, играми,
- Изготовление кадетских
альбомами и т.д.)
эмблем
-проведение открытых
-Изготовление флага
мероприятий для педагогов
- Установка флагштока
- участие в спортивных
- Подготовка сценария
мероприятиях
мероприятия по принятию
- участие в конкурсах
кадетов
- участие в мероприятиях
- Разучивание кадетского
села
гимна
8. План реализации проекта
№

Название содержание деятельности

1

Подготовительный этап.
1.1.постановка целей, определение
актуальности и значимости проекта
1.2. изучение нормативно-правовых
документов
1.3. подбор методической литературы
для реализации проекта (журналы,
статьи, рефераты и т.п.);
1.4. подбор наглядно-дидактического
материала; художественной литературы,
репродукций картин; организация
развивающей среды в группе
1.5. Анкетирование родителей по
проблеме
1.6. Составление перспективных планов
7

Сроки
реализации

Ответственные

Июль
2023г.
август 2023г.

Физ.инструктор
Воспитатель
Физ.инструктор
Воспитатель
Физ.инструктор
Ст.воспитатель
Воспитатель
Ст.воспитатель
воспитатель

Август 2023г.
Август 2023г.

май 2023г.
август
2023г.

Воспитатель
Физ.инструктор
Воспитатель
Физ.инструктор

1.7. Составление Устава, разработка
правил кадетов, разучивание гимна и
вальса кадетов

Сентябрьноябрь

1.8. Пошив Кадетской формы, эмблем,
флага
1.9. Создание уголка «Моя Россия»
2

Воспитатель,
Физ.инструктор,
музыкальный
руководитель
воспитатель,
родители,физ.инструктор
воспитатель

Сентябрьноябрь
Сентябрьноябрь
Основной этап. Экспериментально –практический (2023-2026 годы)
2.1. Посвящение в кадеты
Декабрь
воспитатель группы,
2023г.
музыкальный
руководитель;
физ.инструктор.
2.2. Спортивное развлечение с
Февраль
Физ.инструктор,
родителями
2024г.
воспитатели
группы,
Родители
2.3. Участие детей в конкурсах
В
течении Физ.инструктор
всего проекта
воспитатель Родители
2.4.Проведение интегрированных НОД
еженедельно
Физ.инструктор
по патриотическому воспитанию.
воспитатель
Утренние и вечерние построения
кадетов (1-2 раза в неделю)
2.5. Проведение занятий с социальными ежемесячно
Воспитатель
партнёрами.
2.6.Проведение музыкально-игровых
в преддверии Музыкальный
праздников, связанных с историческим
праздников
руководитель,
календарем (23 февраля - День
воспитатель
Защитников Отечества, 9 мая - День
физ.инструктор.
Победы)
2.7. Экскурсия в музей
Два раза в год, Воспитатель,
ежегодно
физ.инструктор
2.8. Беседа на тему: «День Российского
флага»

Август 2024г.

Воспитатель
группы,
воспитанники
ВПО
«Звезда»
Каждый Май
Воспитатель
физ.инструктор
Соц.партнёры
Октябрь 2024г. воспитатели
ДОУ,
воспитатель
2
раза
в Физ.инструктор
неделю
Воспитанники
ВПО
«Звезда»
2024г
в воспитатель
преддверии
праздника
2024-2026гг.
Воспитатель
Физ.инструктор
Ежегодно
Воспитатель,
музыкальный
руководитель
физ.инструктор родители

2.9. Выступление детей для ветеранов в
честь Великой Победы
2.10. Акция «Честь и хвала старшему
поколению»
2.11. Изучение основ строевой
подготовки
2.12. Беседа на тему: «День Российской
Конституции»
2.13. Встреча высоких гостей «Я стою
на посту»
2.14. Участие в спортивном празднике
«Георгиевская ленточка»

8

2.15. День народного единства

Июнь 2024г.

2.16. День окончания Второй Мировой
войны
2.17. Кадетский бал

2024-2025г.
Май 2026г.

Воспитатели
группы,
физ.
инструктор
и
воспитанники
ВПО
«Звезда»
Воспитатели
Воспитатель,
музыкальный
руководитель, родители
Физ.инструктор

Заключительный этап
Обобщение результатов работы (в
Май 2026г.
Физ.инструктор
форме отчётного выступления кадетов)
воспитатель
и презентации педагога с анализом
педагогом на педсовете, родительском
собрании и консультаций в уголке для
родителей
9. Ожидаемые результаты. Критерии оценки эффективности.

- сформированы представления о семейных ценностях; о духовных и нравственных
ценностях; о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к труду, к результатам
труда и к окружающему нас миру;
- воспитание у ребенка чувства гражданственности, любви и привязанности к своей семье,
дому, детскому саду, улице, к родному городу, стране;
- осознание патриотического чувства в формировании взаимоотношений со взрослыми и
сверстниками
- проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, и
взрослым наставникам, повышение значимости семьи в своей жизни;
- знакомы с историей и культурой своей страны, традициями и промыслами;
- развиты чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- имеют желание самоотверженно служить на благо Родины,быть полезным своей Родине
- развита физическая активность;
10. Перспективы дальнейшего развития проекта
1. Дальнейшее совершенствование работы по созданию системы
патриотического воспитания с другой группой.
2. Другие педагоги детского сада могут реализовать этот проект в своей группе.
11. Список литературы
1. Ветохина, А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного
возраста. Планирование и конспекты занятий. [Текст]: Методическое пособие для
педагогов. / А.Я Ветохина, З.С. Дмитренко, Е.Н. Краснощекова, С.П. Подопригора, В.К.
Полынова, О.В. Савельева. – СПб.: «ООО Изд. «Детство-пресс», 2010. – 192 с.
2. Зеленова, Н.Г. Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание
дошкольников (Старшая группа) [Текст]: Пособие для воспитателе ДОУ / Н.Г. Зеленова,
Л.Е. Осипова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 104 с.
3. Иванова, Н.Г. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая
группа. [Текст]: Пособие для воспитателе ДОУ / Сост. Т.В. Иванова. – Волгоград: ИТД
«Корифей». – 96с.
4. Кондрыкинская, Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества. [Текст]:
Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Под ред. Л.А.
Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с.
9

5. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. [Текст]:
Методическое пособие. / М.Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.
7. Патриотическое воспитание [Текст]: Нормативные правовые документы. – М.: ТЦ
Сфера, 2005. – 96 с.
12. Приложение
а) Общее положения
б) Соглашение о межведомственном взаимодействии и сотрудничестве с МКУК КДЦ с.
Некрасовка
в) Соглашение о межведомственном взаимодействии и сотрудничестве МБОУ СОШ № 2 с.
Некрасовка

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».