МБДОУ № 2 с.Некрасовка Хабаровского района, Хабаровского края Паспорт развивающей предметнопространственной среды подготовительной группы № 6 Воспитатели: Глухова Елена Николаевна Есипова Людмила Николаевна С. Некрасовка 2023 – 2024 уч. г. Основные принципы организации развивающей предметно пространственной среды дошкольной образовательной организации (РППС ДОО) Принципы конструирования предметно-пространственной среды в образовательных учреждениях основаны на психолого-педагогической концепции современного дошкольного образования, которая сводится к созданию социальной ситуации развития ребенка. В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть: содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей; трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей; полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности; доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надѐжности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности. Определяя наполняемость РППС, следует помнить о концептуальной целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей ФГОС ДО определяет пять образовательных областей – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Принимая во внимание интегративные качества образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной и др.). Также при организации РППС взрослым участникам образовательного процесса следует соблюдать принцип стабильности и динамичности окружающих ребенка предметов в сбалансированном сочетании традиционных (привычных) и инновационных (неординарных) элементов, что позволит сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность дошкольного образования и способствовать формированию у детей новых компетенций, отвечающих современным требованиям. В то же время, следует помнить о том, что пособия, игры и игрушки, предлагаемые детям, не должны быть архаичными, их назначение должно нести информацию о современном мире и стимулировать поисков исследовательскую детскую деятельность. Для обеспечения ребенку свободного выбора предметов и оборудования РППС, возможности действовать индивидуально или со сверстниками, при формировании РППС необходимо уделять внимание ее информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования. При реализации образовательной программы дошкольного образования в различных организационных моделях и формах РППС должна обеспечивать: соответствие общеобразовательной программе ДОО; соответствие материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в ДОО; соответствие возрастным возможностям детей; трансформируемость в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей; возможность использования различных игрушек, оборудования и прочих материалов в разных видах детской активности; вариативное использование различных пространств (помещений) и материалов (игрушек, оборудования и пр.) для стимулирования развития детей; наличие свободного доступа детей (в том числе с ограниченными возможностями физического здоровья и детей-инвалидов) непосредственно в организованном пространстве к игрушкам, материалам, пособиям и техническим средствам среды. соответствие всех компонентов РППС требованиям безопасности и надежности при использовании согласно действующим СанПиН. С учетом вышеуказанных требований РППС ДОО должна обеспечивать вариативность на содержательно-педагогическом уровне образовательного процесса. Данная задача решается системно, упорядочивая множество игровых средств ДОО в «систему игровых средств» – «игровую поддержку развития детей». Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации Определение содержания компонентов РППС для дошкольной организации базируется на деятельностном подходе. Преемственность этапов развития деятельности должна быть обеспечена в образовательной программе с учетом специфики воспитательно-образовательных задач для каждой возрастной группы дошкольной организации. Требования к общеобразовательной программе, условиям ее реализации и результатам обозначены во ФГОС ДОО. Одним из условий реализации общеобразовательной программы в организации выступает формирование развивающей предметно-пространственной среды и выполнение ее следующих функций: реализация различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально культурных, климатических и других условий; организация образовательного потенциала пространства ДОО и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учѐта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития; реализация двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения. Опираясь на вышеуказанные функциональные аспекты, РППС должна отражать полный процесс образовательной деятельности ДО с учетом индивидуальных особенностей детей. Развивающая предметно-пространственная среда состоит из характеристик, необходимых для выполнения требований ФГОС ДО в целом, и организации РППС, в частности. Полноценное функционирование РППС позволит создать целостную системообразующую развивающую среду ДОО с учетом принципа взаимосвязанной деятельности всех субъектов образовательного процесса – педагогов, родителей, детей. Данный принцип предполагает организацию совместных мероприятий со стороны ДОО, в лице педагога с семьей воспитанника, для обеспечения преемственности РППС в домашних условиях. Например, совместные игровые мероприятия, организованные в рамках общеобразовательной программы (обмен опытом семейного воспитания, проектная деятельность, участие в различных конкурсах, фестивалях, ярмарках и др.). Стоит отметить, что данный аспект немаловажен, поскольку РППС, организованные в ДОО и в условиях семьи должны иметь единые принципы для обеспечения комфортного пребывания и развития ребенка. Организация РППС должным образом позволит содействовать реализации индивидуального образовательного маршрута каждого воспитанника ДОО. Состав группы. В состав группы входят 9 детей: Из них 4 мальчика и 5девочек. Предметно-развивающая среда в групповой комнате № 1. 2. Центры Математический кий центр: Центр развития: речевого Названия предметов и т.д. Рабочие тетради с заданиями Настенная модель числового ряда с наличием чисел Модель числовой прямой Плакаты – схемы «Весёлый счёт» Наборы геометрических фигур Счётные палочки Раздаточный материал Линейки Ростомер Модель часов Часы настенные Различные календари Различные настольно-печатные, дидактические игры Геометрические головоломки Числовое лото Математическое домино Прописи с математическими заданиями Пособие по математике Занимательные книги по математике и книги самостоятельных занятий - для «Птицы»; «Домашние животные»; «Птичьи двор»; «Домашние птицы»; «Молочные продукты»; «Фрукты-овощи»; «Одежда, обувь»; «Посуда»; «Транспорт»; «Изобретатель»; «Профессии»; «Огородник»; «Домашний уголок»; - «Что к чему и почему?» Домино: «Домашние животные»; «Домашние пушистики»; «Репка»; - «Игрушки»; Пазлы: «В Африке»; «Строитель»; «Три поросёнка»; - «Бабочки»; «Рыбки»; «Утка с утятами» Книги народных сказок и иллюстрации к сказкам Художественная литература Детские журналы Различные азбуки и буквари Загадки, ребусы, кроссворды Лото «Народные сказки» Пазлы-головоломки, мозаики, мелкий конструктор Настольные развивающие игры речевого характера Комиксы, рассказы в картинках Пособия и игрушки для развития дыхания («Мельница», «Вертолет», «Мыльные пузыри», бумажные птички-оригами и т. п.), дыхательные тренажеры. - Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков всех групп. - Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации звуков всех групп. - Картотека предметных картинок по всем изучаемым лексическим темам. - Сюжетные картины. - Серии сюжетных картин. - Алгоритмы, схемы, мнемотаблицы. - Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (фишки, флажки, разноцветные геометрические фигуры и т. п.). - Игры для совершенствования грамматического строя речи. - Лото, домино, игры-«ходилки» по изучаемым темам. Доска, мел 3. Познавательный центр: - «Времена года» «Осень» «Зима» «Весна» «Лето» «Еловый лес» «Деревья» «Овощи» «Фрукты» «Ягоды» «Домашние животные и птицы» «Дикие животные» «Мир вокруг нас. Звери» Наборы коллекций открытки часы - пуговицы крышки насекомые ракушки - шишки Фотоальбомы: «Моя семья», «Мой город»; «Времена года»; «Цветы»; «Весенние цветы»; «Первоцветы» «Космос» Настольно-печатные развивающие игры Различные измерительные приборы (линейки, метры, сантиметры, весы) Микроскоп Лупа Термометры 4. Минибиблиотека 1. Иллюстрированные сборники сказок, книжки малышки с хорошими рисунками и текстами их двух-трех строк, предваряющими иллюстрацию или завершающими страничку. 2. Любые занимательные азбуки. 3. Комплекты открыток к известным литературным произведениям в хорошем исполнении, с достаточно ярким и крупным названием сказки на обороте открытки. 4. Детские журналы, детские страницы отдельных газет. 5. Выделяют «полочку умных книг» - книги, картинки, иллюстрации по темам, интересующим детей. 5. Конструирование Конструкторы «Лего» Строительный материал (пластмассовые) разных размеров Различные конструкторы с разными способами крепления Схемы, образцы, рисунки Плоскостные мозаики Коробочки разных размеров Различный бросовый материал Пирамиды Пазлы Строительные наборы и конструкторы с разными способами крепления деталей. 2. Образцы построек и поделок. 3. Коробки разных размеров. 4. Палочки. Со старшей группы: 5. Наборы для моделирования. 6. Опорные схемы. 7. Чертежи. 6. Зона по изодеятельности: Рисование: Доска, мел Большая клеенка для стола Шаблоны, трафареты Цветные карандаши Цветные фломастеры разной толщины Мелки цветные, восковые Шариковые ручки Гуашь, акварельные краски Баночки для воды Кисти разных размеров и ворса, подставки под кисти Бумага разного формата и фактуры Точилки, ластики Раскраски Различные салфетки Цветная бумага разной фактуры и размера Цветной и простой картон Образцы народно-прикладного искусства Наборы альбомов, открыток по живописи Плакаты: «Цвета и формы»; «Цвета» Лепка: Пластилины Дощечки Стеки Клеенки для лепки Листы разного формата и структуры Крышечки Различные тряпочки Ножницы Различный клей 7. Ручной труд Экспериментальный центр Ножницы Клей, кисти Бумага разной фактуры, лоскутки, фольга Картон разного размера Различный природный материал Палочки Рисунки, схемы-образцы Различные крупы Поролон, пенопласт Различные коробочки, пластмассовые стаканчики Рисунки, образцы 8. Центр психологической Игрушки для отдыха и релаксации, калейдоскоп, игрушкиразгрузки фигурки, складывающиеся при нажимании, мирилка, банкакричалка, молоток-гнева, подушечки. картины, фотоальбомы близких людей 9 Патриотический центр Политическая карта РФ Флаг России Герб Российской Федерации Флаг Хабаровского края: -«Декоративно-прикладное искусство разных народов» - «Народное искусство» - «Национальные костюмы» - "Гербы и флаги" - Декоративные изделия народных мастеров матрёшки; деревянные расписные ложки; - предметы Гжеля. 10 . Театральный уголок Ширма Декорации, персонажи, костюмы, маски Мелкие игрушки для режиссерских игр Пальчиковый театр Кукольный театр Театр на фланелеграфе с набором персонажей Картонный театр Художественная литература, сказки Иллюстрации для обогащения театрализованной деятельности Диски, кассеты с мультфильмами 11 . Музыкальный уголок Детские музыкальные инструменты Разные погремушки Дидактические игры: - «Музыкальные инструменты»; - «Музыкальный набор» Диски с детскими песнями, мелодиями, музыкой на релаксацию 12 . Природный уголок: - «Какая сегодня погода?»; «Лепим лес»; Дидактические игры: «Экологическое лото» «В саду и в огороде»; «Красная книга Хабаровского края» . Трудовая зона: Палочки и стенки для рыхления Кисти, губки, салфетки для ухода за цветами Фартуки Клеенки Лейки Бросовый материал Поролон - Опрыскиватель 13 . Центр двигательной активности Стандартное и нестандартное оборудование Ленты, платочки Кубики, мячи различного размера Скакалки Обручи разного диаметра Кегли, городки, Бадминтон Мишени для метания Мешочки Маски для подвижных игр. физкультурное 14 . Центр по ПДД Демонстрационный материал - «Дорожная безопасность»; - «Правила дорожного движения» - «Будь осторожен на улице!» -«Знай правила дорожного движения» - «Дорожная безопасность» - «Правила поведения на дороге» - «Правила безопасности дошкольника» - «Азбука дорожного движения» Картотека предметных карт инок «Транспорт» Домино - «На земле, на воздухе и на воде» - «Транспорт» «Дорога» Конструктор «Машины» Игрушечные машины и транспорт различные и разных размеров; Набор игрушек «Инструменты» 15 . По пожарной безопасности Демонстрационный материал: «Пожарная безопасность»; «Детям о правилах пожарной безопасности» - «Наши друзья пожарники спешат на помощь» «Умей действовать при пожаре» Осторожно, высокое напряжение!» «Безопасность ребенка» Игрушки заместители для игры «Мы пожарные» 16 . Костюмированна я зона: Юбки на резинке и платья разные Накидки и плащи для мальчиков Платки, кокошники, короны Шляпы и другие атрибуты га голову, парики Различные украшения, маски Различные сумки, рюкзаки Набор костюмов (доктора, повора, дорожника, МЧС) 17 . Наличие условий для Игрушечная мебель: кухонный шкаф, стол и стулья, кроватки игровой для кукол, коляски, сушилка для белья, стиральная машинка, деятельности гладильная доска. «Семья»: кровать, постельные принадлежности, куклы, куклы-пупсы, простая одежда с разными видами застежек, коляски, плита, мойка для посуды, набор столовой и чайной посуды, наборы овощей, фруктов, продуктов, хлебобулочных изделий, доски разделочные, стол обеденный, табуреты, гладильная доска, утюг, ванночки, фартуки, прихватки, косынки, полотенца. «Больница»: шапочка с красным крестиком, халат, атрибуты (трубка, шприц, градусник, бутылочка из-под лекарств, баночки из-под мазей, пипетка, вата, бинт). «Салон красоты»: халат, расчёски, бигуди, ножницы, тазик, шампуни, духи, мыло, полотенце. «Моряк, капитан» бескозырка, матросский воротник, капитанская фуражка, бинокль; якорь на шнуре; мачта с флагом; инструменты; «Пожарная машина» набор предметов для реализации ролевого поведения «Пожарная станция» Различные машины, машины спец. назначения. Уголок ряженья: юбочки, косоворотки, шапочки, сумки. Щетка, совок – для труда. Мягкие модули. Ткани, детали строительных наборов, предметы-заместители. Магазин: коробки из-под конфет, чая, сока, сахара, калькулятор, весы, фартук, колпак, кассовые чеки, кошельки с деньгами. Повар: колпак, фартук, посуда, продукты. Макеты (объёмные, плоскостные, ширмы), мелкие плоскостные изображения и несколько игровых полей). Альбом «Моя семья». Мобильный модуль Перечень общих компонентов функциональных модулей Общее оборудование: Образовательные и развивающие информационные технологии. № п/п 1. 3. Наименование Количество на модуль Аптечка Двугнѐздная мойка для мытья детской столовой и чайной посуды 1 1 4. 5. Бактерицидная лампа Информационный уголок «Календарь природы» 1 1 6. 7. 8. Информационный уголок для родителей Кровать для отдыха детей (трехуровневая) Модульный стеллаж для хранения литературы, игрушек (для детей) 1 4 3 9. Шкаф для хранения методической литературы и наглядно-методических пособий 2 10. Набор коробов для хранения деталей, игрушек 5 11. 12. Рабочий стол педагога Стол для образовательной деятельности детей (2 места, соответствующие росту ребенка) 1 4 13. 14. 15. Стол для раздачи пищи Стул для работы педагога Стулья детские (соответствующие росту ребенка) 1 1 9 16. 17. Хозяйственный шкаф Шкаф (кабинки) для одежды и обуви (оснащен полочками, крючками) 1 11 18. 19. Шкаф для одежды и обуви педагогов Шкаф-сушка для буфетной 1 общий 3