МБДОУ № 2 с.Некрасовка
Хабаровского района, Хабаровского края
Паспорт развивающей предметнопространственной среды подготовительной
группы № 6
Воспитатели: Глухова Елена Николаевна
Есипова Людмила Николаевна
С. Некрасовка 2023 – 2024 уч. г.
Основные принципы организации развивающей предметно
пространственной среды дошкольной образовательной организации
(РППС ДОО)
Принципы конструирования предметно-пространственной среды в
образовательных учреждениях основаны на психолого-педагогической
концепции современного дошкольного образования, которая сводится к
созданию социальной ситуации развития ребенка.
В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО
развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для
развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей,
уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна
быть:
содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том
числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь,
игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые
позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и
творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с
материалами, доступными детям; двигательную активность, в том
числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных
играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во
взаимодействии
с
предметно-пространственным
окружением;
возможность самовыражения детей;
трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в
зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся
интересов и возможностей детей;
полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного
использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов,
мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных
видах детской активности;
доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том
числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм,
игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды
детской активности;
безопасной – все элементы РППС должны соответствовать
требованиям по обеспечению надѐжности и безопасность их
использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и
нормативы и правила пожарной безопасности.
Определяя наполняемость РППС, следует помнить о концептуальной
целостности образовательного процесса. Для реализации содержания
каждого из направлений развития и образования детей ФГОС ДО определяет
пять образовательных областей – социально-коммуникативное развитие,
познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое
развитие и физическое развитие. Принимая во внимание интегративные
качества образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие
материалы для реализации содержания одной образовательной области могут
использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из
которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной,
коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной,
конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора,
музыкальной и др.).
Также при организации РППС взрослым участникам образовательного
процесса следует соблюдать принцип стабильности и динамичности
окружающих ребенка предметов в сбалансированном сочетании
традиционных (привычных) и инновационных (неординарных) элементов,
что позволит сделать образовательный процесс более интересным, формы
работы с детьми более вариативными, повысить результативность
дошкольного образования и способствовать формированию у детей новых
компетенций, отвечающих современным требованиям.
В то же время, следует помнить о том, что пособия, игры и игрушки,
предлагаемые детям, не должны быть архаичными, их назначение должно
нести информацию о современном мире и стимулировать поисков
исследовательскую детскую деятельность.
Для обеспечения ребенку свободного выбора предметов и оборудования
РППС, возможности действовать индивидуально или со сверстниками, при
формировании РППС необходимо уделять внимание ее информативности,
предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования.
При реализации образовательной программы дошкольного образования в
различных организационных моделях и формах РППС должна обеспечивать:
соответствие общеобразовательной программе ДОО;
соответствие
материально-техническим
и
медико-социальным
условиям пребывания детей в ДОО;
соответствие возрастным возможностям детей;
трансформируемость в зависимости от образовательной ситуации,
интересов и возможностей детей;
возможность использования различных игрушек, оборудования и
прочих материалов в разных видах детской активности;
вариативное использование различных пространств (помещений) и
материалов (игрушек, оборудования и пр.) для стимулирования
развития детей;
наличие свободного доступа детей (в том числе с ограниченными
возможностями физического здоровья и детей-инвалидов)
непосредственно в организованном пространстве к игрушкам,
материалам, пособиям и техническим средствам среды.
соответствие всех компонентов РППС требованиям безопасности и
надежности при использовании согласно действующим СанПиН.
С учетом вышеуказанных требований РППС ДОО должна обеспечивать
вариативность на содержательно-педагогическом уровне образовательного
процесса. Данная задача решается системно, упорядочивая множество
игровых средств ДОО в «систему игровых средств» – «игровую поддержку
развития детей».
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной
образовательной организации
Определение содержания компонентов РППС для дошкольной
организации базируется на деятельностном подходе. Преемственность этапов
развития деятельности должна быть обеспечена в образовательной
программе с учетом специфики воспитательно-образовательных задач для
каждой возрастной группы дошкольной организации.
Требования к общеобразовательной программе, условиям ее
реализации и результатам обозначены во ФГОС ДОО. Одним из условий
реализации общеобразовательной программы в организации выступает
формирование развивающей предметно-пространственной среды и
выполнение ее следующих функций:
реализация различных образовательных программ с учетом
применения инклюзивного образования, а также национально
культурных, климатических и других условий;
организация образовательного потенциала пространства ДОО и
материалов, оборудования и инвентаря для развития детей
дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учѐта
индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;
реализация двигательной активности детей, возможности
общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также
возможности для уединения.
Опираясь на вышеуказанные функциональные аспекты, РППС должна
отражать полный процесс образовательной деятельности ДО с учетом
индивидуальных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда состоит из
характеристик, необходимых для выполнения требований ФГОС ДО в целом,
и организации РППС, в частности. Полноценное функционирование РППС
позволит создать целостную системообразующую развивающую среду ДОО
с учетом принципа взаимосвязанной деятельности всех субъектов
образовательного процесса – педагогов, родителей, детей. Данный принцип
предполагает организацию совместных мероприятий со стороны ДОО, в лице
педагога с семьей воспитанника, для обеспечения преемственности РППС в
домашних условиях. Например, совместные игровые мероприятия,
организованные в рамках общеобразовательной программы (обмен опытом
семейного воспитания, проектная деятельность, участие в различных
конкурсах, фестивалях, ярмарках и др.). Стоит отметить, что данный аспект
немаловажен, поскольку РППС, организованные в ДОО и в условиях семьи
должны иметь единые принципы для обеспечения комфортного пребывания
и развития ребенка. Организация РППС должным образом позволит
содействовать реализации индивидуального образовательного маршрута
каждого воспитанника ДОО.
Состав группы.
В состав группы входят 9 детей: Из них 4
мальчика и 5девочек.
Предметно-развивающая среда в групповой комнате
№
1.
2.
Центры
Математический кий
центр:
Центр
развития:
речевого
Названия предметов и т.д.
Рабочие тетради с заданиями
Настенная модель числового ряда с наличием чисел
Модель числовой прямой
Плакаты – схемы «Весёлый счёт»
Наборы геометрических фигур
Счётные палочки
Раздаточный материал
Линейки
Ростомер
Модель часов
Часы настенные
Различные календари
Различные настольно-печатные, дидактические игры
Геометрические головоломки
Числовое лото
Математическое домино
Прописи с математическими заданиями
Пособие по математике
Занимательные книги по математике и книги
самостоятельных занятий
-
для
«Птицы»;
«Домашние животные»;
«Птичьи двор»;
«Домашние птицы»;
«Молочные продукты»;
«Фрукты-овощи»;
«Одежда, обувь»;
«Посуда»;
«Транспорт»;
«Изобретатель»;
«Профессии»;
«Огородник»;
«Домашний уголок»; - «Что к чему и почему?» Домино:
«Домашние животные»;
«Домашние пушистики»;
«Репка»; - «Игрушки»; Пазлы:
«В Африке»;
«Строитель»;
«Три поросёнка»;
-
«Бабочки»;
«Рыбки»;
«Утка с утятами»
Книги народных сказок и иллюстрации к сказкам
Художественная литература
Детские журналы
Различные азбуки и буквари
Загадки, ребусы, кроссворды
Лото «Народные сказки»
Пазлы-головоломки, мозаики,
мелкий конструктор
Настольные развивающие игры речевого характера
Комиксы, рассказы в картинках
Пособия и игрушки для развития дыхания («Мельница»,
«Вертолет», «Мыльные пузыри», бумажные птички-оригами и т.
п.), дыхательные тренажеры.
- Картотека предметных и сюжетных картинок для
автоматизации и дифференциации звуков всех групп.
- Настольно-печатные игры для автоматизации и
дифференциации звуков всех групп.
- Картотека предметных картинок по всем изучаемым
лексическим темам.
- Сюжетные картины.
- Серии сюжетных картин.
- Алгоритмы, схемы, мнемотаблицы.
- Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза,
анализа и синтеза предложений (фишки, флажки, разноцветные
геометрические фигуры и т. п.).
- Игры для совершенствования грамматического строя речи.
- Лото, домино, игры-«ходилки» по изучаемым темам.
Доска, мел
3.
Познавательный центр:
-
«Времена года»
«Осень»
«Зима»
«Весна»
«Лето»
«Еловый лес»
«Деревья»
«Овощи»
«Фрукты»
«Ягоды»
«Домашние животные и птицы»
«Дикие животные»
«Мир вокруг нас. Звери»
Наборы коллекций
открытки
часы
-
пуговицы
крышки
насекомые
ракушки - шишки Фотоальбомы:
«Моя семья»,
«Мой город»;
«Времена года»;
«Цветы»;
«Весенние цветы»;
«Первоцветы»
«Космос»
Настольно-печатные развивающие игры
Различные измерительные приборы (линейки,
метры, сантиметры, весы)
Микроскоп
Лупа
Термометры
4.
Минибиблиотека
1.
Иллюстрированные сборники сказок, книжки малышки
с хорошими рисунками и текстами их двух-трех строк,
предваряющими иллюстрацию или завершающими страничку.
2.
Любые занимательные азбуки.
3.
Комплекты открыток к известным литературным
произведениям в хорошем исполнении, с достаточно ярким и
крупным названием сказки на обороте открытки.
4.
Детские журналы, детские страницы отдельных газет.
5.
Выделяют «полочку умных книг» - книги, картинки,
иллюстрации по темам, интересующим детей.
5.
Конструирование
Конструкторы «Лего»
Строительный материал (пластмассовые) разных размеров
Различные конструкторы с разными способами крепления
Схемы, образцы, рисунки
Плоскостные мозаики
Коробочки разных размеров
Различный бросовый материал
Пирамиды
Пазлы
Строительные наборы и конструкторы с разными способами
крепления деталей.
2. Образцы построек и поделок.
3. Коробки разных размеров.
4. Палочки.
Со старшей группы:
5. Наборы для моделирования.
6. Опорные схемы.
7. Чертежи.
6.
Зона по
изодеятельности:
Рисование:
Доска, мел
Большая клеенка для стола
Шаблоны, трафареты
Цветные карандаши
Цветные фломастеры разной толщины
Мелки цветные, восковые
Шариковые ручки
Гуашь, акварельные краски
Баночки для воды
Кисти разных размеров и ворса, подставки под кисти
Бумага разного формата и фактуры
Точилки, ластики
Раскраски
Различные салфетки
Цветная бумага разной фактуры и размера
Цветной и простой картон
Образцы народно-прикладного искусства Наборы альбомов,
открыток по живописи Плакаты:
«Цвета и формы»;
«Цвета» Лепка:
Пластилины
Дощечки
Стеки
Клеенки для лепки
Листы разного формата и структуры
Крышечки
Различные тряпочки
Ножницы
Различный клей
7.
Ручной труд
Экспериментальный
центр
Ножницы
Клей, кисти
Бумага разной фактуры, лоскутки,
фольга
Картон разного размера
Различный природный материал
Палочки
Рисунки, схемы-образцы
Различные крупы
Поролон, пенопласт
Различные коробочки, пластмассовые
стаканчики
Рисунки, образцы
8.
Центр психологической Игрушки для отдыха и релаксации, калейдоскоп, игрушкиразгрузки
фигурки, складывающиеся при нажимании, мирилка,
банкакричалка,
молоток-гнева,
подушечки.
картины,
фотоальбомы близких людей
9
Патриотический
центр
Политическая карта РФ
Флаг России
Герб Российской Федерации
Флаг Хабаровского края:
-«Декоративно-прикладное искусство
разных народов»
- «Народное искусство»
- «Национальные костюмы»
- "Гербы и флаги"
- Декоративные изделия народных мастеров
матрёшки;
деревянные расписные ложки; - предметы Гжеля.
10
.
Театральный уголок
Ширма
Декорации, персонажи, костюмы, маски
Мелкие игрушки для режиссерских игр
Пальчиковый театр
Кукольный театр
Театр на фланелеграфе с набором персонажей
Картонный театр
Художественная литература, сказки
Иллюстрации для обогащения театрализованной деятельности
Диски, кассеты с мультфильмами
11
.
Музыкальный уголок
Детские музыкальные инструменты Разные
погремушки Дидактические игры:
- «Музыкальные инструменты»;
- «Музыкальный набор»
Диски с детскими песнями, мелодиями, музыкой на релаксацию
12
.
Природный уголок:
-
«Какая сегодня погода?»;
«Лепим лес»;
Дидактические игры:
«Экологическое лото»
«В саду и в огороде»;
«Красная книга Хабаровского края» .
Трудовая зона:
Палочки и стенки для рыхления
Кисти, губки, салфетки для ухода за цветами
Фартуки
Клеенки
Лейки
Бросовый материал
Поролон
- Опрыскиватель
13
.
Центр двигательной
активности
Стандартное и
нестандартное
оборудование
Ленты, платочки
Кубики, мячи различного размера
Скакалки
Обручи разного диаметра
Кегли, городки,
Бадминтон
Мишени для метания
Мешочки
Маски для подвижных игр.
физкультурное
14
.
Центр по ПДД
Демонстрационный материал
- «Дорожная безопасность»;
- «Правила дорожного движения»
- «Будь осторожен на улице!»
-«Знай правила дорожного движения»
- «Дорожная безопасность»
- «Правила поведения на дороге»
- «Правила безопасности дошкольника»
- «Азбука дорожного движения»
Картотека предметных карт инок «Транспорт»
Домино
- «На земле, на воздухе и на воде»
- «Транспорт»
«Дорога»
Конструктор «Машины»
Игрушечные машины и транспорт различные и разных
размеров;
Набор игрушек «Инструменты»
15
.
По пожарной
безопасности
Демонстрационный материал:
«Пожарная безопасность»;
«Детям о правилах пожарной безопасности»
- «Наши
друзья пожарники спешат на помощь»
«Умей действовать при пожаре» Осторожно, высокое
напряжение!»
«Безопасность ребенка»
Игрушки заместители для игры «Мы пожарные»
16
.
Костюмированна я
зона:
Юбки на резинке и платья разные
Накидки и плащи для мальчиков
Платки, кокошники, короны
Шляпы и другие атрибуты га голову, парики
Различные украшения, маски
Различные сумки, рюкзаки
Набор костюмов
(доктора, повора, дорожника, МЧС)
17
.
Наличие условий для Игрушечная мебель: кухонный шкаф, стол и стулья, кроватки
игровой
для кукол, коляски, сушилка для белья, стиральная машинка,
деятельности
гладильная доска. «Семья»: кровать, постельные
принадлежности, куклы, куклы-пупсы, простая одежда с
разными видами застежек, коляски, плита, мойка для посуды,
набор столовой и чайной посуды, наборы овощей, фруктов,
продуктов, хлебобулочных изделий, доски разделочные, стол
обеденный, табуреты, гладильная доска, утюг, ванночки,
фартуки, прихватки, косынки, полотенца. «Больница»: шапочка
с красным крестиком, халат, атрибуты (трубка, шприц,
градусник, бутылочка из-под лекарств, баночки из-под мазей,
пипетка, вата, бинт).
«Салон красоты»: халат, расчёски, бигуди, ножницы, тазик,
шампуни, духи, мыло, полотенце. «Моряк, капитан» бескозырка,
матросский воротник, капитанская фуражка, бинокль; якорь на
шнуре; мачта с флагом; инструменты; «Пожарная машина»
набор предметов для реализации ролевого поведения «Пожарная
станция» Различные машины, машины спец. назначения. Уголок
ряженья: юбочки, косоворотки, шапочки, сумки. Щетка, совок –
для труда. Мягкие модули. Ткани, детали строительных наборов,
предметы-заместители. Магазин: коробки из-под конфет, чая,
сока, сахара, калькулятор, весы, фартук, колпак, кассовые чеки,
кошельки с деньгами. Повар: колпак, фартук, посуда, продукты.
Макеты (объёмные, плоскостные, ширмы), мелкие плоскостные
изображения и несколько игровых полей). Альбом «Моя семья».
Мобильный модуль
Перечень общих компонентов функциональных модулей
Общее оборудование: Образовательные и развивающие информационные технологии.
№
п/п
1.
3.
Наименование
Количество на модуль
Аптечка
Двугнѐздная мойка для мытья детской столовой и
чайной посуды
1
1
4.
5.
Бактерицидная лампа
Информационный уголок «Календарь природы»
1
1
6.
7.
8.
Информационный уголок для родителей
Кровать для отдыха детей (трехуровневая)
Модульный стеллаж для хранения литературы,
игрушек (для детей)
1
4
3
9.
Шкаф для хранения методической
литературы и наглядно-методических
пособий
2
10.
Набор коробов для хранения деталей, игрушек
5
11.
12.
Рабочий стол педагога
Стол для образовательной деятельности детей (2
места, соответствующие росту ребенка)
1
4
13.
14.
15.
Стол для раздачи пищи
Стул для работы педагога
Стулья детские (соответствующие росту ребенка)
1
1
9
16.
17.
Хозяйственный шкаф
Шкаф (кабинки) для одежды и обуви (оснащен
полочками, крючками)
1
11
18.
19.
Шкаф для одежды и обуви педагогов
Шкаф-сушка для буфетной
1 общий
3