ПАСПОРТ ППРС старшей группы № 3

МБДОУ № 2 с.Некрасовка
Хабаровского района, Хабаровского края

Паспорт развивающей предметнопространственной среды старшей группы № 3

Воспитатели: Дусанова Ольга Александровна
Есипова Людмила Николаевна

С. Некрасовка 2023 – 2024 уч. г.

Основные принципы организации развивающей предметно
пространственной среды дошкольной образовательной организации (РППС
ДОО)
Принципы конструирования предметно-пространственной среды в
образовательных учреждениях основаны на психолого-педагогической концепции
современного дошкольного образования, которая сводится к созданию
социальной ситуации развития ребенка.
В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО
развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для
развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня
активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:
 содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе
технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое,
спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют
обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую
активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами,
доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие
крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением; возможность самовыражения детей;
 трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в
зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся
интересов и возможностей детей;
 полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного
использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов,
мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах
детской активности;
 доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе
детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам,
материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской
активности;
 безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по
обеспечению надѐжности и безопасность их использования, такими как
санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной
безопасности.

Определяя наполняемость РППС, следует помнить о концептуальной
целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждого из
направлений развития и образования детей ФГОС ДО определяет пять
образовательных областей – социально-коммуникативное развитие,
познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое
развитие и физическое развитие. Принимая во внимание интегративные качества
образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для
реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в
ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует
детским видам деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной,
познавательно-исследовательской, изобразительной, конструирования,
восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной и др.).
Также при организации РППС взрослым участникам образовательного
процесса следует соблюдать принцип стабильности и динамичности окружающих
ребенка предметов в сбалансированном сочетании традиционных (привычных) и
инновационных (неординарных) элементов, что позволит сделать
образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более
вариативными, повысить результативность дошкольного образования и
способствовать формированию у детей новых компетенций, отвечающих
современным требованиям.
В то же время, следует помнить о том, что пособия, игры и игрушки,
предлагаемые детям, не должны быть архаичными, их назначение должно нести
информацию о современном мире и стимулировать поисков исследовательскую
детскую деятельность.
Для обеспечения ребенку свободного выбора предметов и оборудования РППС,
возможности действовать индивидуально или со сверстниками, при
формировании РППС необходимо уделять внимание ее информативности,
предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования.
При реализации образовательной программы дошкольного образования в
различных организационных моделях и формах РППС должна обеспечивать:
 соответствие общеобразовательной программе ДОО;
 соответствие материально-техническим и медико-социальным условиям
пребывания детей в ДОО;
 соответствие возрастным возможностям детей;

 трансформируемость в зависимости от образовательной ситуации,
интересов и возможностей детей;
 возможность использования различных игрушек, оборудования и прочих
материалов в разных видах детской активности;
 вариативное использование различных пространств (помещений) и
материалов (игрушек, оборудования и пр.) для стимулирования развития
детей;
 наличие свободного доступа детей (в том числе с ограниченными
возможностями
физического
здоровья
и
детей-инвалидов)
непосредственно в организованном пространстве к игрушкам,
материалам, пособиям и техническим средствам среды.
 соответствие всех компонентов РППС требованиям безопасности и
надежности при использовании согласно действующим СанПиН.
С учетом вышеуказанных требований РППС ДОО должна обеспечивать
вариативность на содержательно-педагогическом уровне образовательного
процесса. Данная задача решается системно, упорядочивая множество игровых
средств ДОО в «систему игровых средств» – «игровую поддержку развития
детей».
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной
образовательной организации
Определение содержания компонентов РППС для дошкольной организации
базируется на деятельностном подходе. Преемственность этапов развития
деятельности должна быть обеспечена в образовательной программе с учетом
специфики воспитательно-образовательных задач для каждой возрастной группы
дошкольной организации.
Требования к общеобразовательной программе, условиям ее реализации и
результатам обозначены во ФГОС ДОО. Одним из условий реализации
общеобразовательной программы в организации выступает формирование
развивающей предметно-пространственной среды и выполнение ее следующих
функций:
 реализация

различных

образовательных

применения инклюзивного образования,

программ

с

учетом

а также национально

культурных, климатических и других условий;

 организация образовательного потенциала пространства ДОО и
материалов, оборудования и инвентаря для развития детей
дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учѐта
индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;
 реализация двигательной активности детей, возможности общения и
совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для
уединения.
Опираясь на вышеуказанные функциональные аспекты, РППС должна
отражать полный процесс образовательной деятельности ДО с учетом
индивидуальных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда состоит из характеристик,
необходимых для выполнения требований ФГОС ДО в целом, и организации
РППС, в частности. Полноценное функционирование РППС позволит создать
целостную системообразующую развивающую среду ДОО с учетом принципа
взаимосвязанной деятельности всех субъектов образовательного процесса –
педагогов, родителей, детей. Данный принцип предполагает организацию
совместных мероприятий со стороны ДОО, в лице педагога с семьей
воспитанника, для обеспечения преемственности РППС в домашних условиях.
Например, совместные игровые мероприятия, организованные в рамках
общеобразовательной программы (обмен опытом семейного воспитания,
проектная деятельность, участие в различных конкурсах, фестивалях, ярмарках и
др.). Стоит отметить, что данный аспект немаловажен, поскольку РППС,
организованные в ДОО и в условиях семьи должны иметь единые принципы для
обеспечения комфортного пребывания и развития ребенка. Организация РППС
должным образом позволит содействовать реализации индивидуального
образовательного маршрута каждого воспитанника ДОО.

Состав группы.
В состав группы входят 23 детей:
Из них 12 мальчика и 11 девочек.

Имеющиеся материалы и
оборудование

Центр развития
Центр

С
о
ц
и

Образ
овател
ьные
област
и

Содержание развивающей предметно-пространственной среды

сюжетно-



Игрушки

и

атрибуты

План развития
для

Шофёр,

ролевых игр

сюжетно-ролевых игр.

Поликлиника:
шапочка
с
красным крестиком, халат, атрибуты
(трубка, шприц, градусник, бутылочка
из-под лекарств, баночки из-под
мазей,
пипетка,
вата,
бинт,
горчичники, таблетки, нарисованные
на кусочках картона).

Шофёр, мотоциклист: копии
разных инструментов (гаечный ключ,
молоток,
отвёртка,
пассатижи).
Столовая: колпак, фартук, посуда,
продукты.

Парикмахерская:
халат,
расчёски, бигуди, ножницы, тазик,
шампуни, духи, мыло, полотенце.

Магазин:
коробки
из-под
конфет, чая, сока, сахара, калькулятор,
весы, фартук, колпак, кассовые чеки,
кошельки с деньгами.

Семья: куклы, одежда для
кукол, мебель, коляска, кукла Бебибон с одеждой, пелёнки.

Оборудование
для
режиссёрской
игры:
многофункциональные
кубики,
наборы
образных
игрушек
небольшого
размера
(солдатики,
животные,
динозавры),
кубики,
игровое
оборудование
(мебель,
посуда), животные, неоформленный
игровой материал (кубики, шарики,
бутылочки).

Макеты объёмные – автобус.
Центр
природы 
Календарь природы.
(Уголок природы)

Комнатные цветы.

Место для труда (инвентарь для
трудовой деятельности: 2 клеёнчатых
фартука, щётки, тряпки, лейки, тазик,
палочки для рыхления).

Иллюстрации с изображением
признаков сезона.

Растения, требующие разных
способов ухода.

Паспорт комнатных растений.

Зимний огород (луковицы,
крупные и мелкие семена).

Картинки
с
изображением
цветов.

Иллюстрации с изображением
животных и птиц.

мотоциклист: ремень
безопасности, шлем,
перчатки,
насос,
руль.
Лётчик:
фуражка, пилотка,
атрибуты (штурвал),
пульт управления с
функциональными
кнопками
Моряк,
капитан: бескозырка,
матросский
воротник,
капитанская
фуражка, бинокль.

Дидактические игры
на
природоведческую
тематику.


Иллюстрации с изображением
общих признаков растений (корень,
стебель, листья, цветок, плод).

Разнообразные
ёмкости,
мерные ложки, стаканчики, трубочки,
воронки, тарелки, ситечки.
Уголок дежурств

Салфетницы

Плакат сегодня дежурят

Карточки сегодня дежурят

Коробка под салфетки

Салфетки

Схема дежурства по столовой

Фартуки для девочек

Фартуки для мальчиков

Косынки для девочек

Шапочки для мальчиков

Салфетки для краски

Салфетки для клея

Лейки

Опрыскивать для цветов

Салфетки для протирания пыли

Палочки для рыхления почвы

Щетки

Схемы ухода за растениями

Клеенка
Центр ПДД и центр Демонстрационный материал
пожарной

«Дорожная безопасность»;
безопасности

«Правила
дорожного
движения»

«Будь осторожен на улице!»

«Знай
правила
дорожного
движения»

«Дорожная безопасность»

«Правила поведения на дороге»

«Правила
безопасности
дошкольника»

«Азбука дорожного движения»
Картотека предметных карт инок
«Транспорт»
Дидактические игры:

«На земле, на воздухе и на
воде»

«Транспорт».

«Дорога».
Игрушечные машины и транспорт.

«Пожарная безопасность»;

«Детям о правилах пожарной

безопасности»

«Наши
друзья
пожарники
спешат на


Папка
«Складываем
салфетки красиво»

Схема
правильного
раскладывания
предметов
на
занятии

Фартуки


Костюмы
ГАИ.

Макет
светофора.

Уголок ПДД.

Огнетушител
ь.

Маска
–
респиратор.

Игрушки
заместители
для
игры
«Мы
пожарные».

Уголок
пожарной
безопасности.

Познавательное развитие

Центр ТРИЗ

Уголок краеведения

Центр
конструктивной
деятельности


помощь»

«Умей действовать при пожаре»

«Осторожно,
высокое
напряжение!»

«Безопасность ребенка»
Пожарные машины разных размеров.

Волшебная шляпа ТРИЗ

Разработка
дидактических игр

Д/и: «Соты».

Д/и: «Животные Хабаровского по ТРИЗ.
края

Д/и: «Найди тень насекомого».

Д/и: «Поле чудес».

Д/и: «Преображение сказочного
персонажа».

Д/и: «Теремок».

Консультация для родителей по
ТРИЗ.

Презентация для воспитателей
ТРИЗ.

Мнемотаблицы скороговорки.

Мнемотаблицы стихи.

Демонстрационный
материал
герб, флаг, гимн России.

Альбом «Панорамы Родины»

Игры по направлению «Человек
в истории и культуре».

Игры:
-Д/и: «Соты»;
-Д/и: «Животные Хабаровского края»;
-Д/и: «Найди тень насекомого»;
-Д/и: «Поле чудес».

Деревянные большие кубики и
кирпичики.

Маленькие деревянные кубики
и кирпичики.

Лего «Дупло».

Пластмассовые кубики.

Строительный
материал
(пластмассовые) разных размеров.
Различные конструкторы с разными
способами крепления

Схемы, образцы, рисунки

Плоскостные мозаики

Коробочки разных размеров

Пирамиды

Строительные
наборы
и
конструкторы с разными способами
крепления деталей.


Альбом «Наш
город».

Альбомы
и
наборы открыток с
видами
достопримечательно
стей России.


Образцы
построек
разной
сложности.

Наборы для
моделирования.

Опорные
схемы.

Центр
математического
развития

Центр
Экспериментирован
ия


Образцы построек и поделок.

Коробки разных размеров.

Палочки.

Игра «Чудесный мешочек».

Рабочие тетради с заданиями.

Настенная модель числового
ряда с наличием чисел.

Модель числовой прямой.

Плакаты – схемы «Весёлый
счёт»

Наборы геометрических фигур

Счётные палочки

Раздаточный материал:
-линейки;
-цифры на каждого ребёнка;
-геометрические фигуры на каждого
ребёнка;
-счётные палочки;
-карточки для счёта;
-мелкие предметы для счёта и
сравнения;
-таблицы и модели.

Ростомер.

Модель часов.

Часы настенные.

Различные настольно-печатные,
дидактические игры.

Числовое лото.

Математическое домино.

Пособие по математике.

Занимательные
книги
по
математике
и
книги
для
самостоятельных занятий.

Дидактическое пособие по
времени года.

Мини
лаборатория
для
исследовательской деятельности: сита
и воронки, соломки для коктейля,
увеличительные стекла, материалы:
песок, соль, вода, магнит, бумага;
разные виды бумаги, увеличительное
стекло, мерные ложки, стаканчики,
резиновые груши разного объёма,
магниты, песочные часы.

Фартуки и нарукавники для
проведения опытов.

Энциклопедии, познавательная
природоведческая литература.

Природный материал (камешки,
песок, семена, ракушки, шишки, мох,
кора
дерева,
сухоцветы,
ветки


Игры
с
цифрами.

Модели
числовых
и
временных
отношений.

Счёты.

Различные
календари.

Геометрическ
ие
головоломки,
мягкий конструктор.


Карты
природных зон.

Карта мира.

Глобус.

Речевое развитие

Центр
речевого
развития и центр
«Будем
говорить
правильно»

Центр «Здравствуй
книга»

деревьев и т.п.)

Утилизированный
материал
(проволока,
фантики,
пенопласт,
пробки, нитки и др.)

Медицинский
материал
(шприцы без иголок, груши, пипетки,
ватные палочки, колбочки)

Технический материал (гвозди,
шурупы, болты и т.д.).

Настольно-печатные игры:
-«Кто больше заметит небылиц?»;
-«Где начало рассказа?»;
-«Найди картинке место»;
- «Исправь ошибку»;
-«Нарисуй сказку».

Картотека для артикуляционной
гимнастики.

Картотека с чистоговорками.

Картотека со скороговорками.

Дидактические
наглядные
материалы.

Предметные
и
сюжетные
картинки.

Наглядно-дидактические
пособия «Рассказы по картинкам».

Зеркала для артикуляционной
гимнастики.

Рабочие тетради «Развитие
речи».

Буквы на кубиках.

Сюжетные
и
предметные
картинки.

Домино.

Пазлы.

Художественная литература.

Детские журналы.

Различные азбуки и буквари.

Загадки, ребусы, кроссворды.

Мозаики.

Доска, мел.

Наглядно-дидактические
пособия «Рассказы по картинкам».

Схемы
для
составления
рассказов и описания.

Книги, рекомендованные для
чтения детям

Произведения малых форм
(русские народные и

фольклорные произведения).

Произведения
поэтов
и


Плакат
«Звуковые слоги»

Схемы
звукового
состава
слов, состоящие из
клеток.

Настольные
развивающие игры
речевого характера.


Серии
сюжетных картинок
(истории
в
картинках).

Иллюстриров
анные
сборники
сказок,
книжки

Художественно-эстетическое развитие

Центр
изобразительной
деятельности

Центр музыкальнотеатрализованной

писателей России.
малышки
с
хорошими

Литературные сказки.
и

Русские народные сказки и рисунками
текстами
из
сказки народов мира.
двухтрёх
строк,

Небылицы.
предваряющими

Басни.
иллюстрацию
или

Книги, любимые детьми.
завершающими

Сезонная литература.
страницу.

Портреты детских писателей.

Занимательная азбука.

Наборы цветных карандашей; 
Схемы
наборы фломастеров; гуашь; акварель; последовательного
цветные восковые мелки и т.п.
изготовления

Индивидуальные палитры для поделки.
смешения красок.

Трафареты.

Кисточки - тонкие и толстые, 
Образцы для
щетинистые; баночки для промывания рисования.
ворса кисти от краски.

Бумага для рисования разного
формата.

Салфетки.

Губки из поролона.

Пластилин, доски для лепки.

Стеки разной формы.

Розетки для клея.

Мелки для рисования на доске и
асфальте.

Раскраски

Выставка
работ
детского
творчества.

Альбомы
«Гжель»,
«Хохломская роспись», «Дымковская
роспись»
Материалы для ручного труда:

Бумага разных видов (цветная,
гофрированная, салфетки, картон,
открытки и др.)

Вата, поролон, текстильные
материалы (ткань, верёвочки. шнурки,
ленточки и т.д.).

Подборка бросового материала
(коробки,
катушки,
конусы.
пластиковые
бутылки,
пробки,
фантики и фольга от конфет и др.).

Природные материалы (шишки,
желуди, различные семена, скорлупа
орехов, и др.).

Инструменты:
ножницы
с
тупыми концами; кисть; клей.

Ширма.

Театр
из

Физическое развитие

деятельности


Кукольный театр.

Атрибуты
для
театрализованных и режиссёрских
игр.

Шапочки, маски для игрдраматизаций на темы любимых
сказок.

Пальчиковый театр.

Театр резиновых игрушек.

Магнитофон.

Музыкальные инструменты –
металлофон, бубен, маракасы, уголки.

Музыкальные
игрушки,
деревянные ложки.
Центр физического 
Оборудование для прыжков:
здоровья
и обручи,
палка
гимнастическая,
спортивный уголок скакалки, веревка.
«Будь здоров»

Оборудование для катания,
бросания, ловли: мяч резиновый,
мешочки для метания.

Атрибутика
к
подвижным
играм
(шапочки,
медальоны,
эмблемы).

Разнообразные
игрушки,
стимулирующие
двигательную
активность:
мячи
пластмассовые,
платочки, ленты, флажки, косички,
султанчики.

Кегли.

Дуги для лазания.

Игра «Дартц»
Картотеки подвижных игр.

Массажные
следочки
(для
профилактики
плоскостопия),
спортивные дорожки, веревка.

Массажные мячик «Суджок».
Приемная

Шкафчики с определением
индивидуальной
принадлежности,
скамейки

Информационный стенд для
взрослых и детей:

Меню

Наша деятельность

Материал по теме недели

Режим дня

Уголок «Здоровья».

Стенд грамоты и дипломы

игрушек самоделок (вязаные звери).

Набор сказок
для драматизации.

Уголок
ряженья.

Альбом
с
иллюстрациями
музыкальных

инструментов
.


Кубики
с
изображением
упражнений.

Бадминтон.

Массажные
рукавички.

Картотека
упражнений
дыхательной
гимнастики.


Уголок
логопеда.

Музыкальный
уголок.

Уголок
психолога.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».