МБДОУ № 2 с.Некрасовка Хабаровского района, Хабаровского края Паспорт развивающей предметнопространственной среды старшей группы № 3 Воспитатели: Дусанова Ольга Александровна Есипова Людмила Николаевна С. Некрасовка 2023 – 2024 уч. г. Основные принципы организации развивающей предметно пространственной среды дошкольной образовательной организации (РППС ДОО) Принципы конструирования предметно-пространственной среды в образовательных учреждениях основаны на психолого-педагогической концепции современного дошкольного образования, которая сводится к созданию социальной ситуации развития ребенка. В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть: содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением; возможность самовыражения детей; трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей; полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности; доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надѐжности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности. Определяя наполняемость РППС, следует помнить о концептуальной целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей ФГОС ДО определяет пять образовательных областей – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Принимая во внимание интегративные качества образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной и др.). Также при организации РППС взрослым участникам образовательного процесса следует соблюдать принцип стабильности и динамичности окружающих ребенка предметов в сбалансированном сочетании традиционных (привычных) и инновационных (неординарных) элементов, что позволит сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность дошкольного образования и способствовать формированию у детей новых компетенций, отвечающих современным требованиям. В то же время, следует помнить о том, что пособия, игры и игрушки, предлагаемые детям, не должны быть архаичными, их назначение должно нести информацию о современном мире и стимулировать поисков исследовательскую детскую деятельность. Для обеспечения ребенку свободного выбора предметов и оборудования РППС, возможности действовать индивидуально или со сверстниками, при формировании РППС необходимо уделять внимание ее информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования. При реализации образовательной программы дошкольного образования в различных организационных моделях и формах РППС должна обеспечивать: соответствие общеобразовательной программе ДОО; соответствие материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в ДОО; соответствие возрастным возможностям детей; трансформируемость в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей; возможность использования различных игрушек, оборудования и прочих материалов в разных видах детской активности; вариативное использование различных пространств (помещений) и материалов (игрушек, оборудования и пр.) для стимулирования развития детей; наличие свободного доступа детей (в том числе с ограниченными возможностями физического здоровья и детей-инвалидов) непосредственно в организованном пространстве к игрушкам, материалам, пособиям и техническим средствам среды. соответствие всех компонентов РППС требованиям безопасности и надежности при использовании согласно действующим СанПиН. С учетом вышеуказанных требований РППС ДОО должна обеспечивать вариативность на содержательно-педагогическом уровне образовательного процесса. Данная задача решается системно, упорядочивая множество игровых средств ДОО в «систему игровых средств» – «игровую поддержку развития детей». Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации Определение содержания компонентов РППС для дошкольной организации базируется на деятельностном подходе. Преемственность этапов развития деятельности должна быть обеспечена в образовательной программе с учетом специфики воспитательно-образовательных задач для каждой возрастной группы дошкольной организации. Требования к общеобразовательной программе, условиям ее реализации и результатам обозначены во ФГОС ДОО. Одним из условий реализации общеобразовательной программы в организации выступает формирование развивающей предметно-пространственной среды и выполнение ее следующих функций: реализация различных образовательных применения инклюзивного образования, программ с учетом а также национально культурных, климатических и других условий; организация образовательного потенциала пространства ДОО и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учѐта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития; реализация двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения. Опираясь на вышеуказанные функциональные аспекты, РППС должна отражать полный процесс образовательной деятельности ДО с учетом индивидуальных особенностей детей. Развивающая предметно-пространственная среда состоит из характеристик, необходимых для выполнения требований ФГОС ДО в целом, и организации РППС, в частности. Полноценное функционирование РППС позволит создать целостную системообразующую развивающую среду ДОО с учетом принципа взаимосвязанной деятельности всех субъектов образовательного процесса – педагогов, родителей, детей. Данный принцип предполагает организацию совместных мероприятий со стороны ДОО, в лице педагога с семьей воспитанника, для обеспечения преемственности РППС в домашних условиях. Например, совместные игровые мероприятия, организованные в рамках общеобразовательной программы (обмен опытом семейного воспитания, проектная деятельность, участие в различных конкурсах, фестивалях, ярмарках и др.). Стоит отметить, что данный аспект немаловажен, поскольку РППС, организованные в ДОО и в условиях семьи должны иметь единые принципы для обеспечения комфортного пребывания и развития ребенка. Организация РППС должным образом позволит содействовать реализации индивидуального образовательного маршрута каждого воспитанника ДОО. Состав группы. В состав группы входят 23 детей: Из них 12 мальчика и 11 девочек. Имеющиеся материалы и оборудование Центр развития Центр С о ц и Образ овател ьные област и Содержание развивающей предметно-пространственной среды сюжетно- Игрушки и атрибуты План развития для Шофёр, ролевых игр сюжетно-ролевых игр. Поликлиника: шапочка с красным крестиком, халат, атрибуты (трубка, шприц, градусник, бутылочка из-под лекарств, баночки из-под мазей, пипетка, вата, бинт, горчичники, таблетки, нарисованные на кусочках картона). Шофёр, мотоциклист: копии разных инструментов (гаечный ключ, молоток, отвёртка, пассатижи). Столовая: колпак, фартук, посуда, продукты. Парикмахерская: халат, расчёски, бигуди, ножницы, тазик, шампуни, духи, мыло, полотенце. Магазин: коробки из-под конфет, чая, сока, сахара, калькулятор, весы, фартук, колпак, кассовые чеки, кошельки с деньгами. Семья: куклы, одежда для кукол, мебель, коляска, кукла Бебибон с одеждой, пелёнки. Оборудование для режиссёрской игры: многофункциональные кубики, наборы образных игрушек небольшого размера (солдатики, животные, динозавры), кубики, игровое оборудование (мебель, посуда), животные, неоформленный игровой материал (кубики, шарики, бутылочки). Макеты объёмные – автобус. Центр природы Календарь природы. (Уголок природы) Комнатные цветы. Место для труда (инвентарь для трудовой деятельности: 2 клеёнчатых фартука, щётки, тряпки, лейки, тазик, палочки для рыхления). Иллюстрации с изображением признаков сезона. Растения, требующие разных способов ухода. Паспорт комнатных растений. Зимний огород (луковицы, крупные и мелкие семена). Картинки с изображением цветов. Иллюстрации с изображением животных и птиц. мотоциклист: ремень безопасности, шлем, перчатки, насос, руль. Лётчик: фуражка, пилотка, атрибуты (штурвал), пульт управления с функциональными кнопками Моряк, капитан: бескозырка, матросский воротник, капитанская фуражка, бинокль. Дидактические игры на природоведческую тематику. Иллюстрации с изображением общих признаков растений (корень, стебель, листья, цветок, плод). Разнообразные ёмкости, мерные ложки, стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, ситечки. Уголок дежурств Салфетницы Плакат сегодня дежурят Карточки сегодня дежурят Коробка под салфетки Салфетки Схема дежурства по столовой Фартуки для девочек Фартуки для мальчиков Косынки для девочек Шапочки для мальчиков Салфетки для краски Салфетки для клея Лейки Опрыскивать для цветов Салфетки для протирания пыли Палочки для рыхления почвы Щетки Схемы ухода за растениями Клеенка Центр ПДД и центр Демонстрационный материал пожарной «Дорожная безопасность»; безопасности «Правила дорожного движения» «Будь осторожен на улице!» «Знай правила дорожного движения» «Дорожная безопасность» «Правила поведения на дороге» «Правила безопасности дошкольника» «Азбука дорожного движения» Картотека предметных карт инок «Транспорт» Дидактические игры: «На земле, на воздухе и на воде» «Транспорт». «Дорога». Игрушечные машины и транспорт. «Пожарная безопасность»; «Детям о правилах пожарной безопасности» «Наши друзья пожарники спешат на Папка «Складываем салфетки красиво» Схема правильного раскладывания предметов на занятии Фартуки Костюмы ГАИ. Макет светофора. Уголок ПДД. Огнетушител ь. Маска – респиратор. Игрушки заместители для игры «Мы пожарные». Уголок пожарной безопасности. Познавательное развитие Центр ТРИЗ Уголок краеведения Центр конструктивной деятельности помощь» «Умей действовать при пожаре» «Осторожно, высокое напряжение!» «Безопасность ребенка» Пожарные машины разных размеров. Волшебная шляпа ТРИЗ Разработка дидактических игр Д/и: «Соты». Д/и: «Животные Хабаровского по ТРИЗ. края Д/и: «Найди тень насекомого». Д/и: «Поле чудес». Д/и: «Преображение сказочного персонажа». Д/и: «Теремок». Консультация для родителей по ТРИЗ. Презентация для воспитателей ТРИЗ. Мнемотаблицы скороговорки. Мнемотаблицы стихи. Демонстрационный материал герб, флаг, гимн России. Альбом «Панорамы Родины» Игры по направлению «Человек в истории и культуре». Игры: -Д/и: «Соты»; -Д/и: «Животные Хабаровского края»; -Д/и: «Найди тень насекомого»; -Д/и: «Поле чудес». Деревянные большие кубики и кирпичики. Маленькие деревянные кубики и кирпичики. Лего «Дупло». Пластмассовые кубики. Строительный материал (пластмассовые) разных размеров. Различные конструкторы с разными способами крепления Схемы, образцы, рисунки Плоскостные мозаики Коробочки разных размеров Пирамиды Строительные наборы и конструкторы с разными способами крепления деталей. Альбом «Наш город». Альбомы и наборы открыток с видами достопримечательно стей России. Образцы построек разной сложности. Наборы для моделирования. Опорные схемы. Центр математического развития Центр Экспериментирован ия Образцы построек и поделок. Коробки разных размеров. Палочки. Игра «Чудесный мешочек». Рабочие тетради с заданиями. Настенная модель числового ряда с наличием чисел. Модель числовой прямой. Плакаты – схемы «Весёлый счёт» Наборы геометрических фигур Счётные палочки Раздаточный материал: -линейки; -цифры на каждого ребёнка; -геометрические фигуры на каждого ребёнка; -счётные палочки; -карточки для счёта; -мелкие предметы для счёта и сравнения; -таблицы и модели. Ростомер. Модель часов. Часы настенные. Различные настольно-печатные, дидактические игры. Числовое лото. Математическое домино. Пособие по математике. Занимательные книги по математике и книги для самостоятельных занятий. Дидактическое пособие по времени года. Мини лаборатория для исследовательской деятельности: сита и воронки, соломки для коктейля, увеличительные стекла, материалы: песок, соль, вода, магнит, бумага; разные виды бумаги, увеличительное стекло, мерные ложки, стаканчики, резиновые груши разного объёма, магниты, песочные часы. Фартуки и нарукавники для проведения опытов. Энциклопедии, познавательная природоведческая литература. Природный материал (камешки, песок, семена, ракушки, шишки, мох, кора дерева, сухоцветы, ветки Игры с цифрами. Модели числовых и временных отношений. Счёты. Различные календари. Геометрическ ие головоломки, мягкий конструктор. Карты природных зон. Карта мира. Глобус. Речевое развитие Центр речевого развития и центр «Будем говорить правильно» Центр «Здравствуй книга» деревьев и т.п.) Утилизированный материал (проволока, фантики, пенопласт, пробки, нитки и др.) Медицинский материал (шприцы без иголок, груши, пипетки, ватные палочки, колбочки) Технический материал (гвозди, шурупы, болты и т.д.). Настольно-печатные игры: -«Кто больше заметит небылиц?»; -«Где начало рассказа?»; -«Найди картинке место»; - «Исправь ошибку»; -«Нарисуй сказку». Картотека для артикуляционной гимнастики. Картотека с чистоговорками. Картотека со скороговорками. Дидактические наглядные материалы. Предметные и сюжетные картинки. Наглядно-дидактические пособия «Рассказы по картинкам». Зеркала для артикуляционной гимнастики. Рабочие тетради «Развитие речи». Буквы на кубиках. Сюжетные и предметные картинки. Домино. Пазлы. Художественная литература. Детские журналы. Различные азбуки и буквари. Загадки, ребусы, кроссворды. Мозаики. Доска, мел. Наглядно-дидактические пособия «Рассказы по картинкам». Схемы для составления рассказов и описания. Книги, рекомендованные для чтения детям Произведения малых форм (русские народные и фольклорные произведения). Произведения поэтов и Плакат «Звуковые слоги» Схемы звукового состава слов, состоящие из клеток. Настольные развивающие игры речевого характера. Серии сюжетных картинок (истории в картинках). Иллюстриров анные сборники сказок, книжки Художественно-эстетическое развитие Центр изобразительной деятельности Центр музыкальнотеатрализованной писателей России. малышки с хорошими Литературные сказки. и Русские народные сказки и рисунками текстами из сказки народов мира. двухтрёх строк, Небылицы. предваряющими Басни. иллюстрацию или Книги, любимые детьми. завершающими Сезонная литература. страницу. Портреты детских писателей. Занимательная азбука. Наборы цветных карандашей; Схемы наборы фломастеров; гуашь; акварель; последовательного цветные восковые мелки и т.п. изготовления Индивидуальные палитры для поделки. смешения красок. Трафареты. Кисточки - тонкие и толстые, Образцы для щетинистые; баночки для промывания рисования. ворса кисти от краски. Бумага для рисования разного формата. Салфетки. Губки из поролона. Пластилин, доски для лепки. Стеки разной формы. Розетки для клея. Мелки для рисования на доске и асфальте. Раскраски Выставка работ детского творчества. Альбомы «Гжель», «Хохломская роспись», «Дымковская роспись» Материалы для ручного труда: Бумага разных видов (цветная, гофрированная, салфетки, картон, открытки и др.) Вата, поролон, текстильные материалы (ткань, верёвочки. шнурки, ленточки и т.д.). Подборка бросового материала (коробки, катушки, конусы. пластиковые бутылки, пробки, фантики и фольга от конфет и др.). Природные материалы (шишки, желуди, различные семена, скорлупа орехов, и др.). Инструменты: ножницы с тупыми концами; кисть; клей. Ширма. Театр из Физическое развитие деятельности Кукольный театр. Атрибуты для театрализованных и режиссёрских игр. Шапочки, маски для игрдраматизаций на темы любимых сказок. Пальчиковый театр. Театр резиновых игрушек. Магнитофон. Музыкальные инструменты – металлофон, бубен, маракасы, уголки. Музыкальные игрушки, деревянные ложки. Центр физического Оборудование для прыжков: здоровья и обручи, палка гимнастическая, спортивный уголок скакалки, веревка. «Будь здоров» Оборудование для катания, бросания, ловли: мяч резиновый, мешочки для метания. Атрибутика к подвижным играм (шапочки, медальоны, эмблемы). Разнообразные игрушки, стимулирующие двигательную активность: мячи пластмассовые, платочки, ленты, флажки, косички, султанчики. Кегли. Дуги для лазания. Игра «Дартц» Картотеки подвижных игр. Массажные следочки (для профилактики плоскостопия), спортивные дорожки, веревка. Массажные мячик «Суджок». Приемная Шкафчики с определением индивидуальной принадлежности, скамейки Информационный стенд для взрослых и детей: Меню Наша деятельность Материал по теме недели Режим дня Уголок «Здоровья». Стенд грамоты и дипломы игрушек самоделок (вязаные звери). Набор сказок для драматизации. Уголок ряженья. Альбом с иллюстрациями музыкальных инструментов . Кубики с изображением упражнений. Бадминтон. Массажные рукавички. Картотека упражнений дыхательной гимнастики. Уголок логопеда. Музыкальный уголок. Уголок психолога.