Программа Гражданско-патриотического воспитания детей - Юный кадет

1

Содержание
I.

II.
III.
IV.

Целевой раздел……………………………………………………………..3
1.1. Пояснительная записка……………………………………………...3
1.2. Актуальность………………………………………………………...3
1.3. Цель программы……………………………………………………..5
1.4. Задачи реализации программы……………………………………..5
1.5. Педагогические принципы………………………………………….5
1.6. Характеристики особенностей развития детей дошкольного
возраста………………………………………………………………6
1.7. Планируемые результаты………………………………………….10
1.8. Механизм реализации программы………………………………..10
1.9. Взаимодействие с родителями по гражданско-патриотическому
воспитание………………………………………………………….11
Основной раздел…………………………………………………………..13
2.1 Календарно-тематическое планирование занятий (средняя, старшая,
подготовительная к школе группа)……………………………………...13
Список литературы……………………………………………………….31
Приложение……………………………………………………………….31

2

I.
1.1.

Целевой раздел

Пояснительная записка

Разработка рабочей программы осуществлена в соответствии с:
- Федеральным законом РФ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании РФ», приказом Минобрнауки России № 1014 от 30.06.2013 г.
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного
образования», Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013 г. «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования»
- Сан Пин 2.4.1 3049-13 Санитарно-эпидемиолоочского требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций (с изменениями на 27.08.2015 г.).
- Патриотическое воспитание [Текст]: Нормативные правовые
документы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования
«Успех» под редакцией Н.В. Фединой, кан.пед.наук «Просвещение» 2010 г.
- Образовательная программа МБДОУ № 2 с. Некрасовка
1.2.

Актуальность

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной
из самых актуальных задач нашего времени. Дошкольные образовательные
учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны
формировать у детей первое представление об окружающем мире,
отношении к родной природе, своему Отечеству.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и
длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и
родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В
последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания:
идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее
общественное значение, становится задачей государственной важности.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными,
географическими, природными особенностями формирует у них такие черты
характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей
Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края,
полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические
изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы
воспитания у подрастающего поколения, любви к своей Родине выпали из
поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие
3

ФГОС дошкольного образования, произошли существенные изменения в
развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания
образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей
дошкольного возраста с национальным и региональным культурным
наследием и историей страны, края.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе
образования:
- обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение,
распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного
отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического
государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
Государственная и общественная потребность в гражданскопатриотическом воспитании зафиксирована и в государственной программе
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015
годы». В ней патриотическое воспитание определяется как систематическая и
целенаправленная деятельность органов государственной власти и
организацией по формированию у граждан высокого патриотического
сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению
гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов
Родины.
Исходя из выявленных противоречий в современной теории и практике
гражданско-патриотического воспитания, определена следующая программа:
создание непрерывного педагогического процесса по гражданскопатриотическому воспитанию в рамках преемственности детского сада.
Патриотизм – сложное человеческое чувство. Это любовь к родным и
близким людям, к детскому саду, к родному селу и к родной стране. Поэтому
важно еще до школы сформировать у детей первоначальные достоверные
представления об истории нашей Родины, интерес к ее изучению в будущем.
Сегодня, к сожалению, материальные ценности доминируют над
духовными. Ничто не должно стать причиной приостановки патриотического
воспитания подрастающего поколения. Возрождение духовно-нравственного
воспитания – это шаг к процветанию России.
Ведущая идея опыта состоит в выявлении, теоретическом и
экспериментальном обосновании педагогических условий эффективности
гражданско-патриотического
воспитания
дошкольников;
в
целенаправленности и системности работы воспитателя, повышающего
уровень патриотического и духовно-нравственного развития личности,
обеспечивающего целостность всего воспитательного процесса.
Быть
гражданином,
патриотом
–
это
непременно
быть
интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству,
гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием
доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому
человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
4

1.3.

Цель программы

Цель определяется как развитие личности ребенка дошкольного возраста,
формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных
духовных и нравственных ценностей; воспитание гуманной духовнонравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов
своего Отечества.
1.4.

Задачи реализации программы:

- создать условия для развития активной жизненной позиции, ЗОЖ,
обладающих чувством гордости и ответственности за судьбу Отечества и
свое будущее;
- воспитывать у ребенка чувства любви и привязанности к своей семье,
дому, детскому саду;
- воспитывать уважение к труду;
- развивать интерес к русским традициям и промыслам;
- формировать элементарные знания о правах человека;
- расширять представления о городах России, знакомить с символами
государства (Герб, Флаг, Гимн);
- воспитывать уважение к Российской Армии, чувство гордости за
мужество и героизм наших воинов, чтить память погибших в ВОВ;
- сформировать желание у детей и родителей принимать участие в
совместных мероприятиях (родители-дети-детский сад);
- развивать толерантность, чувства уважения и симпатии к другим
людям, народам, их традициям;
- формировать основы экологической культуры, гуманного отношения
ко всему живому;
- формировать художественный вкус и чувство прекрасного.
1.5.

Педагогические принципы программы

1) Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение
содержания, характера и объема учебного материала с уровнем
развития, подготовленности детей
2) Непрерывность. На нынешнем этапе образование призванию
сформировывать у подрастающего поколения устойчивый интерес к
постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и
совершенствованию нравственных чувств.
5

3) Системность. Принцип системного подхода, который предполагает
анализ взаимодействия различных направлений патриотического
воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного
формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в
разных видах деятельности.
4) Приемственность. Патриотическое воспитание дошкольников
продолжается в общеобразовательной школе
1.6.

Характеристики
возраста

особенностей

развития

детей

дошкольного

Возрастные особенности детей 4-5 лет
На данном этапе развития детей существенно меняется их характер.
Кризис трёх лет благополучно проходит, и ребёнок становится гораздо более
послушным и покладистым, чем раньше. Именно в это время детям
необходимо полноценное общение с родителями, с окружающими себя
взрослыми. Главная функция взрослых сейчас – объяснить как можно
подробнее и показать на личном примере. Ребёнок впитывает всё как губка, с
любознательностью первооткрывателя тянется к новым знаниям. Родители
должны внимательно выслушивать многочисленные вопросы и отвечать на
них, ведь в семье дети черпают первые знания об окружающем мире и своем
месте в нём. Именно теперь необходимо закладывать нравственнопатриотические качества, развивать в ребёнке доброту, вежливость,
отзывчивость, ответственность, любовь к родным, к родному краю, своей
Родине. На этом этапе у ребёнка появляются первые друзья, поэтому очень
важно научить общаться со сверстниками: уступать, отстаивать свои
интересы, делиться.
Игровая деятельность по-прежнему остается основной для детей, однако
она существенно усложняется по сравнению с ранним возрастом. Число
детей, участвующих в общении, возрастает. Появляются тематические
ролевые игры. Возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что они
больше склонны общаться с ровесниками своего пола. Девочки больше
любят семейные и бытовые темы (дочки-матери, магазин). Мальчики
предпочитают играть в моряков, военных, рыцарей. На этом этапе дети
начинают устраивать первые соревнования, стремятся добиться успеха. В это
время необходимо большое внимание уделять играм патриотической
направленности.
В возрасте 4-5 лет наблюдается активная любознательность, которая
заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всём, что они видят. Они
готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них ещё
недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем,
что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего
утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре. Главной
6

задачей воспитателя в этой деятельности – направить ребёнка на осознание
жизненно-важных ценностей.
Возрастные особенности детей 5- 6 лет
Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как
представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает
осознавать связи и зависимости в социальном поведении и
взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают
положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом
плане).
Несмотря на то, что, как и в 4-5 лет, дети в большинстве случаев
используют в речи слова-оценки «хороший» - «плохой», «добрый» - «злой»,
значительно чаще начинают употреблять и более точный словарь для
обозначения моральных понятий - «вежливый», «честный», «заботливый» и
др.
Качественные изменения в этом возрасте происходят в поведении
дошкольников - формируется возможность саморегуляции, т.е. дети
начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись
им взрослыми. Так, они могут, не отвлекаясь на более интересные дела,
доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить
порядок в комнате и т.п.). Это становится возможным благодаря осознанию
детьми общепринятых норм и правил поведения обязательности их
выполнения. Ребёнок эмоционально переживает не только оценку его
поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие
его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако
соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать
агрессию и т.д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во
взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.
В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях
ребёнка о себе. Эти представления начинают включать не только
характеристики, которыми ребёнок наделяет себя настоящего, в данный
отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не
хотел бы обладать в будущем. Эти представления пока существуют как
образы реальных людей или сказочных персонажей («Я хочу быть таким, как
Человек-Паук», «Я буду как принцесса» и т.д.). В них проявляются
усваиваемые детьми этические нормы. В этом возрасте дети в значительной
степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с
ними в совместных играх и беседах, оценки и мнение товарищей становятся
существенными для них. Повышается избирательность и устойчивость
взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют
успешностью того или иного ребёнка в игре («с ним интересно играть» и т.п.)
или его положительными качествами («она хорошая», «он не дерется» и пр.).
Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а
именно, в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает
7

занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются
контролировать действия друг друга, указывают, как должен вести себя тот
или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры
дети объясняют партнёру свои действия или критикуют их действия,
ссылаясь на правила.
При распределении детьми ролей для игры в этом возрасте можно
иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет...?»).
Вместе с тем согласование своих действий, распределение обязанностей у
детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры. Усложняется игровое
пространство (например, в игре «Театр» выделяются «Сцена» и
«Гримерная»). Игровые действия становятся разнообразными.
Вне игры общение детей становится менее ситуативными. Они охотно
рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т.д. Дети
внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам
друзей.
К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об
окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению
задавать вопросы и экспериментировать. Представления об основных нормах
и правилах поведения еще более расширяются и углубляются. Дети шестого
года могут рассказать, чем отличаются различные поступки друг от друга.
Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая
правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью. В
описательном и повествовательном монологе способны передать состояние
героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты, сравнения.
Круг чтения ребёнка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной
тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений с
взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в
памяти большой объем информации, ему доступно «чтение с продолжением».
Дети приобщаются к литературному контексту, в который включается ещё и
автор, история создания произведения. Практика «анализа» текстов, работа с
иллюстрациями
способствует
углублению
читательского
опыта,
формированию читательских симпатий.
Возрастные особенности детей 6- 7 лет
На седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом,
познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии старших
дошкольников. Это время активного социального развития детей. В этот
период начинает складываться личность с ее основными компонентами. На
протяжении дошкольного возраста ребёнок проходит огромный путь
развития — от отделения себя от взрослого до открытия своей внутренней
жизни, своих переживаний, самосознания.
Дети 6—7 лет перестают быть наивными и непосредственными,
становятся более закрытыми для окружающих. Часто они пытаются скрыть
свои истинные чувства, особенно в случае неудачи, обиды, боли. Причиной
таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребёнка
8

его внутренней и внешней жизни. У детей развивается способность к
соподчинению мотивов поступков, к определенной произвольной регуляции
своих действий. Усвоение норм и правил, умение соотнести свои поступки с
этими нормами приводят к формированию первых задатков произвольного
поведения, то есть такого поведения, для которого характерны устойчивость,
не ситуативность.
В поведении и взаимоотношениях наблюдаются волевые проявления:
дети могут сдержаться, если это необходимо, проявить терпение,
настойчивость. В выборе линии поведения ребёнок учитывает свой прошлый
опыт, нравственные представления и оценки, мнение окружающих. Эти
элементы произвольности очень ценны. Но у дошкольника они еще только
складываются, и подходить с высокими требованиями к произвольному
постоянному управлению ребенком своей активностью еще преждевременно.
Развивающаяся способность к соподчинению мотивов свидетельствует о
формирующейся
социальной
направленности
поведения
старших
дошкольников. Предметная деятельность постепенно утрачивает для них
свое особое значение. Дошкольник начинает оценивать себя с точки зрения
своей авторитетности среди других (сверстников, взрослых), признания ими
его личных достижений и качеств. Формируются достаточно устойчивая
самооценка (представления о себе — «Кто я?» и оценка — «Какой я?»)
Общение детей с взрослыми приобретает внеситуативно - личностную
форму, максимально приспособленную к процессу познания ребёнком себя и
других людей. Дети охотно обсуждают с взрослым поступки людей, их
качества, мотивы действий. Углубляется интерес к внутреннему миру людей,
особенностям их взаимоотношений. Личностная форма общения становится
способом обогащения социальных представлений, ценностных ориентации,
познания норм поведения, способом определения настроения и
эмоционального состояния человека, познания ребёнком своего собственного
внутреннего мира. Особенностью детей 6-7 лет является появление интереса
к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Дети
интересуются событиями прошлого и будущего, жизнью разных народов,
животным и растительным миром разных стран. На седьмом году жизни
происходит дальнейшее развитие взаимоотношений детей со сверстниками.
Дети предпочитают совместную деятельность, индивидуальной. Возрастает
интерес к личности сверстника, устанавливаются отношения избирательной
дружбы и устойчивой взаимной симпатии. Узы дружбы связывают
преимущественно детей одного пола, но начинает проявляться особое
внимание и симпатия между отдельными мальчиками и девочками.
Мальчики оказывают девочкам личное расположение, дарят подарки,
угощают, предлагают помощь. Воспитатель акцентирует внимание детей на
полоролевых особенностях поведения и взаимоотношений мальчиков и
девочек, принятых в обществе. В совместной деятельности дети осваивают
разные формы сотрудничества: договариваются, обмениваются мнениями;
чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию;
9

контролируют действия партнёра, исправляют его ошибки; помогают
партнёру, выполняют часть его работы; принимают замечания партнёра,
исправляют свои ошибки. В процессе совместной деятельности дошкольники
приобретают практику равноправного общения, опыт руководства и
подчинения, учатся достигать взаимопонимания. Все это имеет большое
значение для социального развития детей и готовности к школьному
обучению.
1.7.

Планируемые результаты

- сформированы представления о семейных ценностях; о духовных и
нравственных ценностях; о ценностном отношении к здоровому образу
жизни, к труду.
- осознание у ребенка чувства гражданственности, патриотизма, любви и
привязанности к своей семье, дому, детскому саду, стране.
- проявление уважения заботы и внимания по отношению к родителям и
взрослым наставникам.
- имеют представление об истории и культуре своей страны, традициях
и промыслах.
1.8.

Механизм реализации программы

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает три
возрастных периода развития детей: средний возраст (4-5 лет, средняя
группа), старший дошкольный возраст (5-6 лет, старшая группа),
подготовительная к школе группа (6-7 лет, подготовительная группа).
Начиная со 2 младшей группы (3-4 года) ведется большая работа с
родителями для подготовки перехода на программу «Юный кадет»,
проводится анкетирование родителей на собрание (анонимно), чтобы
родители воспитанников могли правдиво отвечать на вопросы.
Подготовительный
этап
- постановка целей,
определение
актуальности
и
значимости программы
- изучение нормативноправовых документов
- подбор методической
литературы
для
реализации программы
- подбор наглядно-

Основной этап

Заключительный этап

- утреннее и вечернее
построение кадетов (1-2
раза в неделю)
- ознакомление детей с
художественной
литературой,
военнопатриотической
литературой
проведение
нравственно-

обобщение
результатов работы (в
форме презентации) и
их анализ педагогов на
педагогическом совете,
родительском собрании
и консультаций в уголке
для родителей
- передача опыта работы
следующей группе для

10

дидактического
материала,
художественной
литературы,
организация
развивающей среды в
группе
анкетирование
родителей
- пошив кадетских форм
изготовление
кадетского флага
разучивание
кадетского
гимна,
составление устава
- подготовка детей по
сценарию мероприятия
по принятию в кадеты
- изготовление флага
- установка флагштока
составление
перспективных планов
- разучивание клятвы,
гимна кадетов-вальса
- создание уголка «Моя
Россия»
1.9.

патриотических бесед
дальнейшего внедрения
- работа с родителями
в
образовательный
- проведение НОД
процесс
проведение
мероприятий
- рисование с детьми на
военно-патриотическую
тематику
- оснащение предметноразвивающей
среды
(пособиями.
Играми,
альбомами и т.д.)
- проведение открытых
мероприятий
для
педагогов
- участие в спортивных
мероприятиях
- участие в конкурсах
участие
в
мероприятиях села

Взаимодействие с родителями по гражданско-патриотическому
воспитанию детей

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания
имеет тесный контакт с семьей воспитанников.
Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей
чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной
восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами
семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы
социального поведения.
Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни
детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием
проводятся:



Выставки рисунков, поделок.
Оформление групповых комнат.
11




Благоустройство ДОУ.
Утренники, праздники, экскурсии, соревнования, походы

Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях
работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной
литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве.
План работы с родителями
Формы работы
Анкетирование и
опросы родителей

Родительские собрания

Привлечение родителей
к участию в
деятельности группы,
ДОУ
Встречи с интересными
людьми

Содержание работы
Выявление степени
вовлечения семей в
образовательный
процесс; анкета для
родителей,
определяющая их
отношение к
патриотическому
воспитанию детей
Доклады:
- «Воспитание
патриотических чувств
у дошкольников»
- «Воспитание юного
патриота в семье»
Совместная
деятельность детей,
родителей, педагогов

- Полиция
- Военнослужащие
- Ветераны войны
Педагогическое
«Патриотическое
просвещение родителей, воспитание детей», «Как
памятки для родителей
рассказать детям о
Великой отечественной
войне»
Выставка дестких работ
По плану ДОУ

II.

Основной раздел
12

Сроки проведения
Сентябрь

Октябрь, март

В течение года

В преддверии
праздников

В течение года

2.1.

Календарно-тематическое планирование занятий
Средняя группа

№
1

2

Сроки
Сентябрь
1 неделя сентября

Тема

Задачи

«Хорошо у нас в
саду»

Закрепить
правила
поведения в
детском саду
Прививать
культурногигиенические
правила приема
пищи
Обратить
внимание на
поведение в
детском саду
Воспитывать
интерес к
занятиям,
закрепить
правила
поведения

2 неделя сентября

«Я сам, я сама»

3 неделя сентября

«Можно-нельзя»

4 неделя сентября

«Беседа о
правилах
поведения на
занятиях»

Октябрь
1 неделя октября

«Осень золотая»

2 неделя октября

«Я - человек»

3 неделя октября

«Вежливые
слова»

13

Воспитывать у
детей любовь к
природе родного
края
Формировать
положительную
самооценку, образ
– я (помогать
каждому ребенку
как можно чаще
убеждать в том,
что он хороший,
что его любят)
Приучать детей к
вежливости,
уважительному
отношению друг
к другу, к

4 неделя октября

3

4

«День Рождения»

Ноябрь
1 неделя ноября

4 ноября «День
народного
единства»

2 неделя ноября

«Беседа об
отношении к
друзьям»

3 неделя ноября

«Кто такой
кадет»

4 неделя ноября

История
кадетского
движения в
России

Декабрь
1 неделя декабря

Посвящение в
кадеты

14

взрослым
Учить
поздравлять
именинника,
благодарить за
подарок и
угощения
Расширять
представления
детей о родной
стране,
воспитывать
гордость за свою
страну, любовь к
ней
Воспитывать
доброе
отношение к
друзьям,
радоваться
успехам
товарищей
Познакомить
детей со
значением слова
«кадет». Беседа –
рассказ «Кто
такой кадет»
Приобщить детей
к национальной
истории и
духовной
культуре через
изучение истории
кадетского
движения.
Рассказ о кадетах
России
Воспитать
патриотизм,
любовь к Родине,
приобщить к

2 неделя декабря

3 неделя декабря

4 неделя декабря

5

6

Январь
2 неделя января

кадетскому
братству.
Торжественное
посвящение в
кадеты
«Мальчики и
Описать
девочки»
внешности.
Обратить
внимание на
различия детей
Мы любим
Воспитывать
рассказывать
навыки
стихи
взаимодействия,
умения слушать,
не перебивать
Выпьем чаю у
Рассказать о
самовара.
Новом годе, как о
Семейный
семейном
праздник «Новый
празднике.
год»
Чаепитие у
самовара.
Рождество

3 неделя января

Зимушка - зима

4 неделя января

Покормим птиц
зимой

Февраль
1 неделя февраля

Моя Родина Россия

15

Знакомит с
праздником
Рождества
Христова
Изучать правила
поведения на
прогулке зимой.
Создание условий
для сюжетноролевых игр
Воспитывать
навыки заботы о
птицах зимой
Уточнить и
закрепить
представление
детей о своей
большой Родине –
России, ее
столице – Москве,
познакомить с

2 неделя февраля

Флаг России –
символ
государства

3 неделя февраля

Защитники
Отечества. Люди
мужественных
профессий

4 неделя февраля

Я и моя семья

16

главной
достопримечатель
ностью Москвы –
Красной
площадью.
Показать
многообразие
животного и
растительного
мира страны,
народ
проживающий в
России
Рассказать о
флаге России и
Хабаровского
края.
Формировать
уважительное
отношение к
государственному
флагу России.
Правила
поведения во
время выноса
флага
Знакомить с
военными
профессиями,
военной
техникой.
Изготовление
подарков для
папы
Познакомить с
понятием
«семья».
Развивать
уважительное
отношение друг к
другу. Закреплять
и обобщать
знание о членах
своей семьи

7

Март
1 неделя марта

2 неделя марта

3 неделя марта

4 неделя марта

8

Апрель
1 неделя апреля

Мамочку свою
люблю

Изготовить
подарки для
мамы,
поздравительное
мероприятие
Масленица –
Ознакомить с
дорогая гостья
русскими
наша
народными
обычаями и
традициями
Убранство
Рассказать детям
русской горницы о русской избе и
других строениях,
их внутреннем
убранстве,
предметах быта,
одежде
Экскурсия в театр
Познакомить
детей я театром,
правилами
поведения в
театре.
Беседа о
бережном
отношении к
книгам

2 неделя апреля

3 неделя апреля
4 неделя апреля

9

Май
2 неделя мая

Чтение
В. Маяковского
«Что такое
хорошо и что
такое плохо»
Чтение русских
народных сказок

Воспитывать
любовь и
бережное
отношение к
книгам
Оценивать
поступки героев,
побуждать детей
к добрым делам

Воспитывать
интерес к чтению
книг
Русская матрешка
Познакомить с
русской
матрешкой,
историей ее
возникновения
Праздник Победы
17

Формировать

10

3 неделя мая

Беседа об
уважительном
отношении к
старшим

4 неделя мая

День защиты
детей.
Фольклорный
праздник
«Ярмарка»

Июнь
1 неделя июня

Как вести себя в
гостях

Создать условия
для сюжетноролевых игр
Летний праздник Закрепить навыки
«Золотое
взаимодействия в
солнышко»
коллективных
играх
«В здоровом теле Знакомить детей с
– здоровый дух»
основами
здорового образа
жизни и учить
применять их в
повседневной
жизни

2 неделя июня

3 неделя июня
4 неделя июня

11

представление о
празднике.
Воспитывать
уважение к
ветеранам войны
Воспитывать
уважительное
отношение к
старшим, умение
проявлять заботу
о них, с
благодарностью
относиться к
помощи и знакам
внимания
Изготовить
поделки для
ярмарки

Июль
1 неделя июля

Первая помощь –
что это такое

2 неделя июля

Игра «Зарница»

18

Сформировать
представление об
оказании первой
медицинской
помощи
Учить
взаимодействоват
ь в команде,

12

3 неделя июля

Кораблик сна

4 неделя

«Рота подъем!»

Август
1 неделя августа

«Зачем людям
нужна вода?»

2 неделя августа

Походный
рюкзачок

3 неделя августа

Туристические
тропинки

19

формировать
положительные
личностные
качества
Формировать
практическое
умение аккуратно
заправлять
кровать.
Включение
соревновательног
о элемента
Формировать
интерес и
положительное
отношение к
службе в
Российской
Армии
Рассказать детям
где, в каком виде
существует вода в
окружающей
среде, обратить
внимание детей
на значение воды
в жизни людей
Развивать чувства
товарищества и
коллективизма,
воспитывать
дружелюбие,
организованность,
взаимопомощь
Формировать у
детей навыки
поведения на
природе,
развивать
способности
удивляться,
удивлять,
воспитывать

4 неделя августа

Итоговое
мероприятие
«Воспоминание»

заинтересованное
и бережное
отношение к
окружающей
среде, сохранять
и укреплять
здоровье детей
Как провел лето

Старшая группа
№
1

Сроки
Сентябрь
1 неделя сентября
2 неделя сентября

Тема

Задачи

«Мой край»
Экскурсия в
музей
Наша страна –
Россия.
Государственные
символы: флаг,
гимн (Строевая
подготовка)

Знакомить детей с
историей нашего
села, города, края
Закрепить знания
детей о
государственных
символах России,
формировать
уважительное
отношение к
государственным
символам.
Правила
поведения во
время исполнения
гимна и поведения
во время выноса
флага
Закрепить навыки
одевания,
формировать
правильное
отношение к
одежде.
Формировать
практическое
умение аккуратно
и правильно

3 неделя сентября

Забота о себе

20

4 неделя сентября

2

Октябрь
1 неделя октября

2 неделя октября
3 неделя октября

Я в мире человек

Государственные
символы России:
герб

Страна, в которой
мы живем

21

располагать вещи
в детском
шкафчике.
Включить
соревновательный
элемент
Расширять
представление о
здоровье и
здоровом образе
жизни. Закреплять
знание детьми
своих имен,
фамилий и
возраста, адреса
проживания и
работы родителей.
Развивать
представление о
своем внешнем
облике
Познакомить с
изображением
герба РФ,
формировать
элементарные
представления о
происхождении и
функции герба
России о
символическом
значении и
цветового
сочетания и
образов в нем
Расширять
представления о
России, ее
столице,
формировать
бережное
отношение к
родной природе и

3

Ноябрь
1 неделя ноября

День народного
единства

2 неделя ноября

Былинные
сказания о
богатырях

3 неделя ноября

Беседа по
картине
В.Воснецова
«Богатыри».
Знакомство с
доспехами
богатырей
Просмотр
фильма сказки
«Илья- Муромец
и Соловей
Разбойник»

4 неделя ноября

4

всему живому,
элементарных
знаний о правах
человека

Декабрь
1 неделя декабря

2 неделя декабря

Зимушка - зима

В гостях у Марии
– искусницы.
Изготовление
22

Развивать интерес
к истории своей
страны,
воспитывать
гордость за свою
страну, любовь к
ней. Рассказывать
о людях
прославивших
Россию
Знакомить детей с
богатырями,
древними и
вечными нашими
героями
Создать условия
для ознакомления
детей с картиной
В.М. Воснецова
«Богатыри»

Закрепить знания
правил поведения
на прогулке,
катания с горки,
на коньках.
Соблюдать
основы здорового
образа жизни
Формировать у
детей целостное
представление о

сувенирной
игрушки

3 неделя декабря

Письмо Деду
Морозу
Новый год
шагает по
планете

4 неделя декабря

5

6

Январь
2 неделя января

Светлый
праздник
Рождества
Христова
(Рождественская
игрушка)

3 неделя января

Святки на Руси

4 неделя января

Защитники земли
русской –
богатыри

Февраль
1 неделя февраля

Обман и его
последствия.
Беседа об
опасности
обмануть и быть
обманутым

23

народной кукле.
Как о культурном
наследии,
передающимся из
поколения в
поколение
Интегрированная
игра
Формировать у
детей осознанного
отношения к
обычаям и
традициям
отмечать
новогоднее
торжество
Развивать
творческое и
пространственное
мышление,
воспитывать
познавательный
интерес
Знакомить с
русскими
народными
обычаями и
традициями
Закрепить знания
о русских
богатырях
Формировать
нравственные
качества
личности, такие
как честность и
правдивость,
умение оценивать
свои поступки и
поступки
сверстников.
Воспитывать

2 неделя февраля

Ратные подвиги
нашего народа.
Биография
командующего
черноморским
флотом Ф.Ф.
Ушакова
Есть такая
профессия
«Родину
защищать»

3 неделя февраля

4 неделя февраля

7

Март
1 неделя марта
2 неделя марта

3 неделя марта
4 неделя марта

8

Апрель
1 неделя апреля

Спортивное
развлечение
«Хоть еще я
очень мал, но в
душе я генерал»

отрицательное
отношение к
обману
Формировать
представление о
герое Российского
флота адмирале
Ф.Ф. Ушакове
Познакомить
детей с военными
профессиями,
формировать
позитивное
мнение детей о
воинской службе
Приобщение детей
к здоровому
образу жизни на
примере
Российской
Армии

Цветы для мамы
Москва – столица
Рассказать и
нашей Родины
закрепить знания
(строевая
о столице нашей
подготовка)
Родины Москве
Славные сыны
Сформировать
России – царь
представление о
Петр I
Петре I
Солдатские
Продолжить
сказки,
знакомить детей с
пословицы и
солдатскими
поговорки о
сказками,
защите Родины и пословицами ,пого
ее защитниках
ворками
Народная
культура и
традиции

24

Продолжать
знакомить детей с
народными
традициями и
обычаями, с

9

2 неделя апреля

Путь к звездам.
День
Космонавтики

3 неделя апреля

Зажги свою
звезду

4 неделя апреля

Акция
«Георгиевская
ленточка»

Май
2 неделя мая

Великая победа.
Встреча поколей
в честь дня
Победы

25

народным
декоративно
прикладным
искусством
(хохма, гжель и
т.д.)
Рассказать детям о
профессии
космонавтов,
воспитывать
уважение к этой
профессии,
развивать
гражданскопатриотические
чувства
Расширить и
обобщить
представление
детей о космосе,
Солнечной
системе, и
планетах
солнечной
системе.
Воспитать чувство
патриотизма,
формировать
чувство
сопричастности к
истории нашей
страны
Создать условия
для ознакомления
детей с
героическими
подвигами
русского народа в
ВОВ,
формировать
знания о ВОВ,
укреплять
нравственно-

3 неделя мая

4 неделя мая

10

Июнь
1 неделя июня
2 неделя июня

3 неделя июня

4 неделя

патриотические
чувства детей
Познавательная
Воспитывать
игра – викторина чувство гордости
«Юный
за Россию,
гражданин»
повторить имя
первого и
действующего
президента,
довести до
сознания детей тот
факт, что каждый
ребенок является
гражданином
государства
Крещение Руси –
Формировать
Святой князь
представление о
Владимир
значимости
крещения,
принятия
православия,
воспитывать
уважение к своей
вере через рассказ
о ее становлении
Дети России

Закрепить навыки
взаимодействия в
коллективе, ЗОЖ,
совершенствовать
певческие умения
и танцевальные
движения
В здоровом теле – Закреплять знания
здоровый дух
детей о здоровом
образе жизни в
повседневной
жизни
Правила
Познакомить
поведения на
детей с правилами
воде
безопасного
поведения на воде,
воспитывать
чувство
26

11

Июль
1 неделя июля

2 неделя июля

осторожности,
ответственного
поведения за свою
жизнь и жизнь
окружающих
Основные
правила оказания
первой помощи и
ее значение
Игра «Зарница»

3 неделя июля
4 неделя июля

12

Рота подъем

Август
1 неделя августа

Красная книга

2 неделя августа

Ура! Ура! Скоро
в поход

3 неделя августа

Туристический
поход

27

Формировать
представление и
навыки оказания
первой помощи
Учить
взаимодействовать
в команде,
формировать
положительные
личностные
качества
Формировать
интерес и
положительное
отношение к
службе в
Российской
Армии
Познакомить
детей с Красной
книгой, история ее
возникновения и
ее содержание
Закрепить знания,
что такое поход, с
какой целью ходят
в поход, какая
одежда удобна для
похода, что берут
с собой в поход
Знакомить с
навыками
безопасного
поведения,
формировать
слушаться и
подчиняться,

4 неделя августа

Игровое
мероприятие
«Воспоминание»

взаимодействовать
в коллективе,
знакомить с
назначением и
использованием
таких предметов
как рюкзак,
палатка, котелок,
компас

Подготовительная группа
№
1

Сроки
Сентябрь
1 неделя сентября

2 неделя сентября

3 неделя сентября

4 неделя сентября

Тема
День добрых дел

Задачи

Воспитывать чуткое
отношение к своим
близким людям,
потребность радовать
своих родителей добрыми
делами
Беседа о
Закрепить знания детей о
государственных
государственных
символах,
символах России,
слушание гимна
формировать
уважительное отношение
к государственным
символам, понимание
того, что государственные
символы призваны
объединять жителей
одной страны
Экскурсия в
Расширять представление
музей
о родном крае. Знакомить
с
достопримечательностями
родного края, показать
разнообразие животного и
растительного мира
Паспорт – что
Знакомить детей с
это такое
главным документом
28

2

Октябрь
1 неделя октября
2 неделя октября

3 неделя октября
4 неделя октября

3

Ноябрь
1 неделя ноября

2 неделя ноября

3 неделя ноября
4 неделя ноября
4

Декабрь
1 неделя декабря

гражданина России и о
правилах отношения к
документу
Великий
полководец
Суворов А.В.
Кто такие
суворовцы?

Служба в армии

День народного
единства

Правила
поведения в
общественном
транспорте
Правила этикета

Новогодняя
игрушка,
разучивание
новогодних
стихов и песен
29

Познакомить детей с
биографией Суворова
А.В. и его подвигами
Познакомить детей с
жизнью суворовцев.
Просмотр видеофильм о
жизни Суворовского
военного училища
Формировать интерес и
положительное
отношение к службе в
Российской Армии.
Познакомить детей с
родами войск, военной
техникой
Углублять и уточнять
представление о Родине –
России. Поощрять
интерес детей к
событиям, происходящих
в стране, воспитывать
чувство гордости за ее
достижения. Закреплять
знания о флаге, гербе и
гимне России
Закреплять правильное
поведение в
общественном транспорте
Закреплять умения
правильного поведения за
столом, на прогулке в
общественном месте
Познакомить и закрепить
знания детей с историей
елочной игрушки и
первыми елочным
декором на Руси

2 неделя декабря

3 неделя декабря

4 неделя декабря
5

Январь
2 неделя января

3 неделя января

4 неделя января

6

Февраль
1 неделя февраля

Загадки, беседа о
предметах быта
русских людей,
связанных с
приготовлением
пищи

Закрепить знание о быте,
характере и традиции
русского народа, как
жили на Руси, русская
традиционная кухня,
трудолюбие и
гостеприимство русского
народа
Снежная история
Познакомить детей с
празднованием нового
года в России и других
странах
Кадет и Новый Продолжить знакомство с
год
историей российского
кадетства
Развлечение с
изготовлением
куклы - Ангела

Формировать семейные
ценности через
знакомство с народной
тряпичной куклой, как
часть культуры народа
Убранство
Рассказать детям о
русской горницы
русской избе и других
строениях, их внутреннем
убранстве, предметах
быта одежды
Разучивание
Продолжить знакомить с
колядок,
устным народным
ряжений, русские творчеством. Расширять
народные игры,
представления о русских
инсценировки
традициях
потешек,
чаепитие в
горнице
Чтение былин,
просмотр
фрагмента
фильма «Илья
Мурамец»,
раскрытие
картинок с
изображением
богатырей
30

Познакомить детей с
былиной , с ее
необычным складом речи,
с образом былинного
богатыря Ильи Мурамца

7

8

2 неделя февраля

Мой папа лучше
всех

3 неделя февраля

Спортивная
командная
эстафета

4 неделя февраля
Март
1 неделя марта
2 неделя марта

Женщина в
армии. Забота о
маме
(изготовление
подарков маме)

3 неделя марта

Беседа о
Хабаровске

4 неделя марта

Александр
Невский

Апрель
1 неделя апреля

2 неделя апреля

3 неделя апреля
4 неделя апреля

Белка, Стрелка
полёт в космос
Беседа о дне
космонавтике.
Просмотр
фильма Юрий
Гагарин
Освободитель
России М.И.
31

Закрепить умение детей
составлять рассказ о папе,
организация выставки
совместных работ
родителей и детей на тему
«Мой папа лучше всех»
Создать условия для
совместного
мерроприятия
Познакомить детей с
историей и традициями
праздника, рассказать о
женщинах в армии.
Формировать заботливое
отношение к маме,
разучивание стихов, песен
и изготовление подарка
маме
Познакомить детей с
историей возникновения
города, об его
основателях и с
основными
достопримечательностями
города
Познакомить детей с
историческими
событиями связанных с
именем русского князя
Александра Невского
Познакомить детей с
первыми
«космонавтами»,полёте
Белки и Стрелки
Закрепить знания детей о
первом космонавте Юрии
Гагарине
Познакомить детей о
великом полководце М.И

9

Май
2 неделя мая

3 неделя мая

4 неделя мая

Кутузов

Кутузове

Торжественная
встреча
ветеранов ВОВ и
труда, детей
войны и кадетов
группы
Диагностика
знаний детей

Воспитывать уважение к
ветеранам войны.
Расширять знания о
Великой отечественной
войне

Кадетский бал
(выпускной)

32

Достигать детьми
планируемых
результатов, освоение
программы, физические,
интеллектуальные и
личностные качества
ребенка

III.

Список литературы

1. Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей
дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. [Текст]:
Методическое пособие для педагогов. / А.Я. Ветохина, З.С.
Дмитриенко, Е.Н. Краснощекова, С.П. Подопригора, В.К. Полынова,
О.В. Савельева. – СПб.: «ООО Изд. «Детство-пресс», 2010. – 192 с.
2. Зеленова Н.Г. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое
воспитание дошкольников (Старшая группа) [Текст]: Пособиедля
воспитателей ДОУ / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. – М.:
«Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 104 с.
3. Иванова Н.Г. Система работы по воспитанию чувства патриотизма.
Старшая группа. [Текст]: Пособие для воспитателей ДОУ / Сост. Т.В.
Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.
4. Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества. [Текст]:
Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под
ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с.
5. Маханева
М.Д.
Нравственно-патриотическое
воспитание
дошкольников. [Текст]: Методическое пособие. / М.Д. Маханева. –
М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.
IV.
1.
2.
3.
4.

Приложение

Эскиз формы
Эскиз эмблемы
Эскиз флага
Эскиз стенда

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».